Демограф Щербов: Мигранты – это не просто скот, который можно ввезти
24.08.2011 17:35
—
Новости Общества
Демограф Щербов: Мигранты – это не просто скот, который можно ввезти
При сохранении современного уровня рождаемости и смертности численность населения Беларуси может сократиться вдвое уже через 50 лет, а Беларусь может подойти к ”точке невозврата“, после которой демографические процессы станут необратимыми, сказано в Национальной программе демографической безопасности на 2011-2015 годы. Особое внимание при спасении Беларуси от демографической катастрофы уделено мигрантам, поскольку нынешнего, хоть и положительного, миграционного прироста недостаточно для компенсации убыли населения и трудовых ресурсов. Чем мигранты могут помочь Беларуси? Какие мигранты приезжают в Беларусь и для чего?
Первый заместитель министра труда и социальной защиты Петр Грушник считает, что частично компенсировать убыль населения и трудовых ресурсов возможно за счет сбалансированной миграционной политики.
Согласно данным последней переписи населения, за 2005-2009 годы в Беларусь прибыло 39 252 мигранта, рост количества мигрантов, прибывающих в Беларусь, наблюдался постоянно. Так, в 2007 к нам приехало около 8 тысяч мигрантов, в 2008 – 9,5 тыс., в 2009 – чуть меньше 9,5 тыс. Основной миграционный обмен происходит с Россией, Украиной и Казахстаном, на долю которых приходится около 90% прибывающих в Республику Беларусь. Всего из стран СНГ за эти пять лет к нам прибыло 32 132 человека, из них 20 529 – трудоспособного возраста.
Из стран вне СНГ за эти годы прибыло, согласно официальным данным, чуть более 7 тысяч мигрантов, из них 5384 трудоспособного возраста. Больше всего приезжих из Китая (почти 1,5 тысячи), из Литвы (606), Латвии (551), США (278), Польши (227), Турции (257).
Что касается уровня образования, то самую большую группу составляют приезжие с общим средним образованием. Таких за эти 5 лет было 11744 человека (из СНГ 8606, из стран вне СНГ - 3138). Число мигрантов со средним специальным образованием составило 7473 человека (СНГ – 6749, вне СНГ – 724), с профессионально-техническим 2629 (2372 и 257), с высшим – 8004 (6614 и 1390). У остальных мигрантов общее начальное или общее базовое образование (СНГ: 2502 и 2212, вне СНГ: 197 и 189 соответственно). Данные по уровню образования приводятся в отношении внешних мигрантов в возрасте 10 лет и старше.
Одна из основных причин приезда в Беларусь у мигрантов – семейные обстоятельства – 14164, именно по этой причине из стран СНГ в Беларусь приехал 12781 человек (из России – около 8 тыс., Украины – больше 2 тыс., Казахстана – 1,5 тыс.). Чуть более 4-х тысяч в графе “причина прибытия” обозначили “возращение к прежнему месту жительства”. С целью создания семьи приехали, согласно Белстату, 2400 мигрантов, на поиск убежища – 138 человек.
Мигранты из стран вне СНГ приезжали, в первую очередь, на учебу – за 2005-2009 годы таких было около 3 тыс., из них граждане Китая (1316), Шри-Ланки (249), Индии (127), Сирии (120). По семейным обстоятельствам из стран вне СНГ прибыло 1378 человек: из Латвии (224 человека), Литвы (209), США (104), Германии (99), Грузии (96) и даже 1 человек из Шри- Ланки. Возвращение к прежнему месту жительства в качестве причины прибытия в Беларусь обозначило около 800 мигрантов из стран вне СНГ (Латвия -128 человек, Литва - 108, Израиль - 95, США – 93).
С целью работы, сообщает Белстат, в Беларусь за 5 лет приехало всего 2050 человек и болшая часть из них из стран СНГ – 1653 (Россия – 933, Украина – 295, Казахстан – 265). Примечательно, что из Таджикистана по официальным данным приехало только 4 человека, из Туркменистана – 2. Из стран вне СНГ на работу в Беларусь приезжало 394 человека: Вьетнам (116 человек), Литва (36), Китай (32), из Грузии и Польши – по 29, Турция (34).
"Необходимо учитывать негативный миграционный опыт европейских государств”
"В сфере внутренней миграции продолжается отток населения из сельской местности в крупные города и особенно в г. Минск. За последние годы увеличилось количество административных районов с отрицательным естественным приростом населения. Таких районов в республике 108 (свыше 90%). Продолжение процесса урбанизации неизбежно приведет к нарастанию дисбаланса в территориальном распределении населения", - говорится в технико-экономическом обосновании нацпрограммы.
Как рассказала TUT.BY старший инспектор Департамента по гражданству и миграции МВД Татьяна Мелешко, белорусские власти заинтересованы в том, чтобы в Беларусь приезжали люди в трудоспособном возрасте, с определенным уровнем образования, готовые проживать "в демографически страдающих регионах республики и соответствующие по своей квалификации тем вакансиям, которые не востребованы в данном регионе".
Однако развитие внешней миграции в интересах развития Беларуси не связано с привлечением только трудовых мигрантов, цель программы – привлечь мигрантов на постоянное место жительство (ПМЖ), подчеркнули в Департаменте по гражданству и миграции МВД. Согласно Национальной программе дембезопасности, за пятилетку планируется увеличить сальдо внешней миграции до 60 тысяч. Но не за счет трудовых мигрантов, которые по закону могут работать при получении разрешения сроком на год с возможностью продления еще на год, а за счет тех, кто сможет работать наравне с белорусами.
"Необходимо учитывать негативный миграционный опыт европейских государств, где уже второе поколение мигрантов не соответствует требованиям рынка труда, и не повторять тех же ошибок", — подчеркнул недавно на пресс-конференции первый заместитель министра труда и социальной защиты Пётр Грушник.
До 1 сентября облисполкомы должны подписать региональные демографические программы, где будут отражены потребности и невостребованные вакансии в их регионах. Согласно госпрограмме, таким мигрантам будет выплачиваться финансовая помощь на переезд и обустройство, компенсироваться расходы на переезд, выплачиваться подъемные на обустройство на новом месте жительства.
В 2010-м году на временное проживание в Беларусь приехало 33 тыс. иностранных граждан, а на постоянное - 13 тыс. человек. Разрешение на ПМЖ в 2010-м году было выдано почти 14 тысячам мигрантам, из них 8 639 - прибывшим из России, 1948 – из Украины, 368 – из Казахстана, 237 – из Азербайджана и еще 2318 – гражданам иных государств, сообщили в Департаменте по гражданству и миграции МВД.
В первом полугодии 2011-го года разрешения на ПМЖ было выдано гражданам России (4351), Украины (935), Казахстана (183), Азербайджана (113) и др. Всего таких разрешений было выдано 6698.
Могут ли мигранты спасти Беларусь от демографической катастрофы?
Согласно программе дембезопасности, численность населения Беларуси к 2015 году должна стабилизироваться на уровне 9 млн 450 тысяч человек с последующим обеспечением демографического роста.
Однако, с учетом невысокой рождаемости и большой смертности, особенно у мужчин (на возрастном интервале от 45 до 80 лет), к 2030 году численность населения уменьшится еще примерно 400 тысяч человек, и никакие мигранты не помогут решить эту первостепенную проблему, отметил в беседе с корреспондентом TUT.BY руководитель группы по динамике и прогнозированию численности населения Венского института демографии Австрийской академии наук Сергей Щербов.
Демограф подчеркивает: если в Беларусь поедут мигранты из самых развитых стран, высококвалифицированные специалисты, то нам можно будет только поаплодировать, ведь это будет способствовать резкому повышению производительности труда. Но Беларусь, по его мнению, не может обеспечить зарплату, чтобы высококвалифицированные специалисты были заинтересованы в работе у нас.
Просто так ввозить мигрантов, подчеркивает он, никому не нужно: мигранты тоже стареют, им надо будет выплачивать пенсию. “Они попадают под ту же самую демографическую нагрузку, что и обычное население. В ЕС, если голландец, например, переезжает в Англию, средств в него вкладывать не надо. А в Беларуси прежде, чем мигрант что-то важное для страны произведет, нужны вложения. Мигранты – это не просто скот, который можно ввезти”, - говорит он .
Чем больше ввозится мигрантов, тем больше потом стариков надо будет поддерживать, подчеркивает он. “В Европе вопрос о дембезопасности стоит по-другому: что делать, когда население стареет? Численность как таковая никому не нужна. Когда эти деньги вместо затрат на мигрантов вы можете вложить в здоровье своего же населения, люди станут меньше болеть и тру смогут больше работать”.
Кстати, согласно программе, из всех источников финансирования на привлечение мигрантов планируется затратить 770 млрд рублей, из них за счет республиканского бюджета – 546,4 млрд рублей, местных бюджетов – 223,6 млрд рублей (в ценах 2010 года).
"Нужно беспокоиться не за численность населения, а за человеческий капитал"
Для улучшения демографиских показателей, необходимо менять пенсионную систему, полагает демограф, поскольку это, по его мнению, не менее важно, чем стараться увеличить рождаемость.
“Когда женщина в Беларуси уходит в 55 лет на песнию, а живет на 16 лет больше мужчин, это странно. Продолжительность жизни в Беларуси у мужчин - 64,8, в то время как в европейских странах - 76-77 лет. Если людям себя нечем занять, если у них напряженный образ жизни, то у них больше стресса, больше болезней и умирают они раньше. Отсюда плохие демографические показатели - никакие мигранты тут не помогут,- говорит он. - Вы тоже можете увеличивать возраст выхода на пенсию, но для начала нужно увеличить продолжительность жизни. В Европе в большинстве стран возраст выхода на пенсию в 65 лет, а планируется через 20-30 лет выход на пенсию сделать в 67 лет”.
По его словам, в Европе продолжительность жизни каждые 10 лет увеличивается на 2,1- 2,2 года. Например, в Японии после войны продолжительность жизни увеличивалась на 4 года в десятилетку. “Япония – одна из самых стареющих стран в мире, но там нет миграции, все решают собственными силами. Человек там на пенсии может делать менее квалифицированную работу, а не просто сидит без дела. Японцы на пенсии не чураются любой работы”.
Похожая на белорусскую демографическую ситуация сейчас в Таиланде, отмечает С. Щербов. “Рождаемость у них сейчас, как и у Беларуси. Но их, наоборот, волнует, что из прилегающей Бирмы возрастает нелегальная миграция. Там не стоит вопрос, что же случится, если самих тайцев станет меньше, там стали думать, как менять пенсионную систему, которая у них также не развита”.
В Скандинавских странах национальные демографические пограммы - это часть социальных программ, нацеленных в первую очередь на то, чтобы обеспечивать женщине условия, при которых она могла бы иметь больше детей. “Мужчина там принимает очень активное участие в области помощи семье. Например, государство предусматривает, что мужчина может брать вместо женщины послеродовой отупск, а женщина может совмещать карьеру детородную с карьерой производственной”, - говорит С. Щербов.
Программа, нацеленная на то, чтобы любым способом стабилизирвать численность населения за счет миграции – это странно, полагает демограф.
“Я могу представить такую ситуацию 400-500 лет назад, когда кругом были войны, и чем больше людей, тем страна считала более сильной. Сегодня безопасность страны определяет не количество людей, а высокие технологии, - говорит он. - Стабилизировать численность населения можно к 2030-му году, но при низкой рождаемости вам нужно несколько миллионов мигрантов ввезти. Так одно население потихоньку заместится другим. Кроме того, большое количество мигрантов может породить конфликты в обществе. И всё ради того, чтобы не дай Бог белорусов не стало меньше, чем 9,4 миллиона? - говорит эксперт. – Нужно беспокоиться не за численность населения, а за человеческий капитал (human capital), чтобы в стране было пусть меньше людей, но зато здоровых и образованных”.
Как рассказал в беседе с корреспондентом TUT.BY кандидат экономических наук, заведующий лабораторией экономики народонаселения и демографии экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, "в Беларуси – самый маленький коэффициент детской смертности - на уровне развитых европейских стран (в 2010 году — четыре случая на тысячу живорожденных (10,5 — в 2000 году) – TUT.BY), и это хороший потенциал для того, чтобы улучшать демографическую ситуацию. Тем не менее , на одну женщину приходится меньше, чем 1,5 ребенка, и это очень мало, поэтому ставку надо делать, в первую очередь, на это”, - отметил эксперт.
По его словам, в России о численности населения тоже беспокоятся, и ее стабилизации "невозможно добиться без иммиграционной компенсации". Однако "для любого мигранта важна материальная составляющая. Если страна будет привлекательной в этом плане, туда потянутся люди", - говорит он.
Правда, во время экономического кризиса, тенденция наметилась другая – сами белорусы ищут, куда бы им поехать, поэтому, кого удастся привлечь в Беларусь действительно пока не понятно, как непонятно и то, почему при определении миграционного сальдо в 60 тысяч человек, количество реально необходимых мигрантов в т.н. "демографически страдающих регионах" так до сих пор и не выявлено. Откуда такая цифра и что принципиально поменялось (или поменяется в стране), чтобы сюда валом повалили "квалифицированные мигранты", остается только догадываться.