Чужие в кадастре
Чужие в кадастре
За наших ученых можно порадоваться: 10 лет они по всей стране исследовали, где что растет, и составили кадастр растительного мира, по качеству учета и объему информации не имеющий аналогов в СНГ и Восточной Европе. Правда, если пролистать страницы документа, радость сменяется озабоченностью. Потому, например, что почти три четверти популяций краснокнижных видов и около 20 процентов хозяйственно–ценных растений «находятся в плохом или неудовлетворительном состоянии». Но еще более пугают другие цифры: в стране выявлено 300 видов инвазивных, не свойственных местной флоре и угрожающих ей растений. Они уже заняли около 10 тысяч гектаров (по площади это целый Витебск с пригородами!) и продолжают свое нашествие с пугающей скоростью. Биологи бьют в набат: ситуация близка к катастрофической!
Пришел — и ноги на стол
Дубы и березы, крапива и одуванчики... Всего в нашей дикой природе ученые насчитали около 1.700 местных видов растений. Тех, которые здесь никогда не росли, а когда–то были завезены человеком, примерно столько же. Большинства из них бояться не стоит. Взять, например, аир. Думаете, исконно наше растение? Нет, это один из самых первых инвазивных видов, появившихся на белорусской земле еще во времена монголо–татар. За много столетий мы к нему просто привыкли, да и само растение повело себя как воспитанный гость: заняло свою экологическую нишу и других представителей флоры притеснять не стало. А вот три сотни других «визитеров» повели себя очень нагло. Наибольшую опасность из них представляют борщевик, клен ясенелистный, золотарник канадский и лиана эхиноцистис, прозванная в народе бешеным огурцом.
Растение, названное в честь исследователя флоры Кавказа Дмитрия Сосновского, — пожалуй, самый известный в наших краях пример. «Прославился» борщевик прежде всего тем, что оставляет на коже человека сильные фотохимические ожоги. Даже дети знают, что дотрагиваться до него не стоит. Но хуже всего то, что он начинает идти к лесу, стелется под пологом и вытесняет остальные виды растений. Такими темпами, например, жители Ушачского района, где сорняк сегодня распространился на сотни гектаров, скоро забудут о землянике, чернике, бруснике, грибах и даже просто о прогулках по лесу! Темпы действительно стремительные, подтверждает заведующий сектором кадастра растительного мира Института экспериментальной ботаники имени Купревича НАН Олег Масловский:
— С трех сторон на нас идут сразу три вида этого растения: с востока — борщевик Сосновского, с севера — персидский борщевик, а с запада — борщевик Мантегацци (самый большой из рода, вырастает до 6 метров высотой, диаметр стебля достигает 10 сантиметров! — А.П.). Учитывая огромную плодовитость — ежегодно борщевик увеличивает свою численность на треть, — если ничего не предпринять, в ближайшие 5 лет он захватит 100 районов Беларуси из 118 (сейчас это растение распространено в 60). В лучшем случае, если будут приняты все необходимые меры, на то, чтобы искоренить борщевик в стране, понадобится не менее 10 лет и около 300 миллиардов рублей. И с каждым годом отсрочки сумма будет только расти.
Если же не остановить ясенелистный клен и эхиноцистис, захватывающие поймы рек, летом будет не искупаться — к воде не подойдешь. На личном опыте знаю: забредешь в заросли поспевшего «бешеного огурца» — одежду потом можно выбрасывать, вряд ли отстирается. Но это еще мелочи. Гораздо опаснее, что эти два вида больше всего расплодились на пойменных лугах Полесья. Это беда и для животноводства — теряется ценная кормовая база, и для туристической отрасли — виды берегов Припяти всегда впечатляли и притягивали иностранцев, и для деревообработки — пропадает ценная древесина. Убытки в сумме могут быть огромными!
В центральных районах страны, особенно в радиусе 50 километров от Минска, на луга пришел другой захватчик — золотарник канадский. Территорию вокруг Национального аэропорта он уже оккупировал полностью. Сплошная стена желтых цветов со стороны выглядит очень даже красиво (золотарник — декоративное растение, он и сегодня есть почти в каждом палисаднике), но красота эта коварна и обманчива. Меняя луговую структуру, превращая сотни гектаров в клумбы, сорняк оставляет голодными коров, ведь для них он слишком жесткий.
Слишком жесткие листья и еще у одного пришельца — дуба красного. Через опавшую листву многие растения просто не могут пробиться, меняется лесная подстилка. А лесхозы тем временем специально высаживают такие деревья, потому что они растут быстрее обычных наших дубов. Кроме того, высаживают акацию, маньчжурский орех и прочие виды, которые пользы нашей природе никакой не приносят. По всей логике захватчикам пора объявлять безжалостную войну.
Борщевик — в борщ, огурец — в салат
Правда, Олег Масловский считает, что прежде чем разворачивать полномасштабные боевые действия, стоит укрепить тыл:
— Для начала надо ужесточить контроль за интродукцией, то есть за ввозом растений. Сегодня лесники, аграрии, озеленители привозят откуда–нибудь новый сорт и начинают его везде высаживать, ни с кем не посоветовавшись, просто потому, что он красивый, высокоурожайный или морозоустойчивый. Они не задумываются о последствиях, если такой инвазивный вид одичает и начнет распространяться по стране. Нормативная база по этим вопросам существует, но ее никто не соблюдает. Поэтому сейчас мы с Минприроды ведем работу над усилением контроля за завозными видами, готовится постановление Совета Министров. А разобравшись с этой проблемой, возьмемся за борщевик, клен и все прочее. Там изобретать велосипед не нужно.
И действительно, ничего лучше, чем рубить и косить, люди еще не придумали. Если скосить, обработать место химией, а потом еще перепахать землю и засеять травой — даже суперживучий борщевик не выживет. Видели вы его, например, вдоль трассы Брест — Москва? Нет? Это потому, что там обочины регулярно выкашивают. А вдоль дорог попроще, за которыми следят не так пристально, его сколько угодно. Вывод прост: если все — лесники, дорожники, энергетики, озеленители, директора предприятий и хозяйств — будут выполнять, что должно, армия зловредных пришельцев пойдет на убыль. Ведь ничейной земли у нас нет, за каждый квадратный метр теоретически кто–то отвечает.
Кстати
Наш обычный остролистный клен тоже попал на Американский континент в виде зеленых насаждений в садах и парках, а сегодня там известен как агрессивный инвазивный вид. Его плотная листва затеняет другие растения и выделяет токсины, изменяя состав микроорганизмов и грибов. А неглубокая корневая система не дает прорастать другим деревьям, забирая у них питательные вещества.
Автор публикации: Александр ПОЛОСМАК
Фото: Александр РУЖЕЧКА