Знак отличия
Знак отличия
О товарных знаках |
На что мы чаще обращаем внимание, выбирая товар? Прежде всего — на имя товара. Его торговую марку. «Санта Бремор», «Атлант», «Горизонт»... Покупательские предпочтения все больше формируют узнаваемые брэнды. Именно они делают продукцию отличной от множества аналогов. По именам же судят и о надежности компании, ее репутации.
А еще из–за этих маленьких значков иногда случаются досадные проколы: вдруг срываются выгодные международные сделки. Вот когда производителям, наверное, бывает до слез обидно. Но что поделаешь? Ведь сами проявили недальновидность.
Прежде чем покорять Европу и Азию, товарный знак обязательно нужно зарегистрировать не только в своей стране, но и там, где торгуешь. Нарушение закона об интеллектуальной собственности грозит конфискацией груза, крупными штрафами, испорченным имиджем. Вполне легальный товар могут запросто признать контрафактным. На Могилевщине выпускается немало товаров, которые не стыдно предложить иностранцам: стройматериалы и мебель, одежда и обувь, окорока и колбасы. Но их товарные знаки регистрируются до досадного вяло. Предприятия, организации, сельхозкооперативы региона подают около 200 — 300 заявок в год. И у нас, и по всему миру. Капля в море! Проблема неновая. Вот наглядная иллюстрация. За один год в Германии было зарегистрировано всего 70 белорусских товарных знаков. А фирмы из этой страны успели зарегистрировать у нас 14.700 своих!
В чем причины? Дорого, сложно для белорусского производителя, не доходят руки?
ОАО «Према» из Горок готовится продавать продукцию в Казахстане, России, Украине. Разработаны товарные знаки, уплачена пошлина. Но прежде чем будут получены свидетельства, пройдет не меньше года: документам предстоит долго проходить экспертизу. А как хотелось бы пораньше выйти на зарубежные рынки — ведь предприятие растет, развивается, создаются новые рабочие места.
ОАО «Быховмолоко» давно отгружает продукцию в Россию и Молдову. За последние месяцы экспорт вырос на четверть. Недавно здесь разработали 3 новых товарных знака для регистрации в 5 странах. Помимо России и Молдовы, это Армения, Казахстан, Украина. Торговать с зарубежьем сегодня выгодно. А новые брэнды должны увеличить экспорт процентов на 20. Ждать новых свидетельств, конечно, придется. Но год, считают на предприятии, пролетит незаметно.
Постоянно обращается к патентным поверенным ОАО «Бабушкина крынка». Осиповичский молочный комбинат также подал заявки на регистрацию марок в Украине, Молдове, Казахстане. Но это скорее исключения из общего правила. Большинство перерабатывающих предприятий, особенно мясокомбинаты, бездействуют. При широком ассортименте продукции и огромных возможностях. А когда аппетитные пельмени и колбасы не защищены товарными знаками, если и есть дорога за рубеж, то «кривая».
Разговорилась с патентным поверенным Валентином Кроловецким. Его позиция однозначна: те, кто занимается внешней торговлей, должны узаконить товарные знаки и у себя, и за рубежом. Чтобы грузы не задерживали на таможне, не доходило до споров, судов и крупных штрафов.
Правда, многих пугает не только длительность процедуры, но и цены за регистрацию. Если поставляешь товар сразу в несколько стран, нужно регистрироваться в каждой. Это немалые пошлины в валюте. Есть, конечно, другой вариант — международная заявка. Но... опять же пошлина. При подаче международной заявки на регистрацию товарного знака нужно оплатить от 653 до 903 швейцарских франков. Дополнительно — по 100 швейцарских франков за каждое заявленное государство, на территории которого будет действовать знак.
Получается замкнутый круг: без долларов или евро не зарегистрируешь знак. Без знака не заработаешь валюту.
Проблема сейчас решается. Беларусь, Россия и Казахстан уже подписали соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности. Оно действует. В стадии обсуждения еще один важный документ — «Соглашение о единых процедурах регистрации товарных знаков и наименований мест происхождения товаров». Он позволит одновременную регистрацию брэндов на территории стран единого экономического пространства. То есть, подав заявку дома, можно будет рассчитывать на то, что знак признают и в России, и в Казахстане. Это, безусловно, удобно. Однако, расширяя географию деятельности, производитель и сам должен заботиться об узнаваемости и оригинальности своего имени. Это тоже составляющая искусства продавать.
Автор публикации: Ирина МЕНДЕЛЕВА