20 лет после путча: свободы в бывшем СССР всё меньше
К двадцатой годовщине провалившегося советского путча правозащитная организация Freedom House подготовила специальный доклад. Он озаглавлен «Перспективы и откат назад: постсоветский ландшафт 20 лет спустя».
Согласно методологии Freedom House, каждая страна мира относится к одной из трёх категорий: «свободные», «частично свободные» и «несвободные».
Первоначальные показатели в бывших советских республиках были обнадёживающими для тех, кто надеялся, что на постсоветском пространстве будут преобладать демократические государства, говорится в специальном докладе. 1992 стал первым целым годом независимости для этих стран. В тот год 11 из них считались «частично свободными», Литва - «свободной», статус «несвободных» получили Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан. Предполагалось, что получение статуса «частично свободных» стран такими важными субъектами, как Азербайджан, Беларусь, Казахстан и Россия, свидетельствует о светлом будущем региона.
Однако к 2000 году ситуация изменилась. Прибалтийские страны стали «свободными», вступили в НАТО и устремились в Евросоюз. Ситуация в странах Центральной Азии не улучшилась, а к ним, получив статус «несвободных», присоединились Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. У экспертов Freedom House создалось впечатление, что президенты «несвободных» стран хотят править пожизненно, зачастую — вопреки ограничению на срок пребывания у власти, проводя сомнительные референдумы или участвуя в махинациях.
Ситуация ещё более ухудшилась к 2010 году. Если не считать «свободных» прибалтийских стран, только пять постсоветских государств получили статус «частично свободных» — Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Украина. Остальные считаются «несвободными».
Одно событие, по мнению исследователей Freedom House, оказало особенно сильное влияние на ситуацию с демократией в регионе: это вступление Владимира Путина в должность российского президента в 2000 году. «Он показал высокое мастерство в слиянии экономической и энергетической политики с международными отношениями, агрессивно оттолкнув в сторону других потенциальных поставщиков энергии для Европы и принявшись размахивать энергетическим оружием, дабы унять европейскую критику своего всё более репрессивного режима», — сказано в документе.
Россия под руководством Путина потакала деспотам из окрестных стран. Какими бы ни были разногласия России с соседями по поводу энергетической политики, торговли и дипломатии, Путин почти всегда поддерживал авторитарных лидеров, когда их критиковало международное сообщество. В качестве примера авторы доклада приводят белорусско-российские отношения: «Кремль быстро одобрил явно сфальсифицированные выборы в Беларуси в декабре 2010 года — несмотря на серьёзные споры с находящимся у власти президентом Александром Лукашенко по поводу энергетического сектора и других вопросов».
Новую проблему для демократических стран может создать попытка переизбрания Владимира Путина на пост президента в 2012 году. «Если он выставит свою кандидатуру и, что также весьма вероятно, победит, проблемы, проистекающие из его авторитарной политики, почти наверняка станут выражены более ярко», — прогнозируют авторы доклада.
Freedom House высказывает сожаление по поводу того, что демократические страны не развили структуры, которые сделали бы демократические реформы привлекательными для «государств на Востоке». Особенно слабой является их политика по отношению к России. Правительство США склонно колебаться между резкой критикой и подходом, практически не учитывающим нарушения прав человека, а Европа зашла ещё дальше в игнорировании безудержной коррупции и давления на оппозицию, которыми, по мнению экспертов, характеризируется правление Путина.
Но в отношении Беларуси Европа и Соединённые Штаты занимают более решительную позицию — «с тех пор, как Лукашенко подавил демонстрантов после выборов в декабре 2010 года».
Российский опыт, по мнению авторов доклада, во многом схож с траекторией развития всего региона: «Вначале большинство новых государств в некоторой степени отличались такими составляющими демократии, как политическая конкуренция, разнообразие СМИ и гражданский активизм. Но в последующие годы, а особенно в последнее десятилетие, в этих странах образовался такой дефицит демократии, что они могут конкурировать по уровню этого дефицита со странами арабского Ближнего Востока».
В ответ на угрозу цветных революций авторитарные лидеры предпринимают решительные шаги для подавления возможных источников инакомыслия — таких, как политические партии, неправительственные организации, независимые СМИ и «беспристрастные члены судебной системы».
«К грубым репрессиям прибегают всё чаще и беззастенчивее, в то время как критика со стороны внешнего мира стала более слабой», — отмечается в докладе.
Вместе с тем в докладе отмечается, что, несмотря на всю мрачность ситуации в регионе, репрессии пока не так сильны, как в советское время. Однако «тот факт, что общества в непосредственных окрестностях свободной и по существу процветающей Европы продолжают вязнуть в авторитаризме, должен вызывать у демократов повсюду серьёзную озабоченность», — резюмируют эксперты Freedom House.
Антон ТАРАС