По кочану
По кочану
Вдруг резко упала в цене ранняя капуста. Год назад перекупщики за килограмм давали полторы тысячи рублей, сейчас не готовы предложить и 300 рублей! Труд огородников пошел насмарку... |
Поднимется ли у крестьянина рука, чтобы уничтожить потом выращенный урожай? Бывали такие примеры. Несколько лет назад фермеры Испании грозились уничтожить 30 процентов урожая дынь. Не раз страдали от резкого падения цен виноградари Молдовы. Докатилась эта рыночная эпидемия и до нас. Вдруг резко упала в цене ранняя капуста. Год назад перекупщики за килограмм давали полторы тысячи рублей, сейчас не готовы предложить и 300 рублей! Труд огородников пошел насмарку. Думали неплохо заработать, а теперь отборные кочаны приходится выбрасывать или скармливать скоту...
Кислые щи
Жительница деревни Почапово Пинского района Татьяна Костюк несколько лет назад на 11 сотках поставила теплицы. Весной рассада, летом овощи, а по осени — подсчет прибыли от продажи. На этой схеме полдеревни зарабатывает да еще несколько соседних. Правда, если раньше благодаря своему нелегкому труду Костюк могла получить достойную прибавку к зарплате библиотекаря, то теперь, говорит, все усилия напрасны:
— Отдаем капусту коровам, козам. Я еще успела первый урожай по тысяче продать, а потом «ценник» покатился вниз. Жалко: кочанчики–то хорошие, крепкие, голландские сорта. С помидорами то же самое: вот сегодня буду сдавать по две сто, может, по две тысячи за кило. Потом за столько уже не возьмут.
Кто диктует такую цену крестьянину? Частники. Приезжают на своих грузовиках и везут овощи на «Ждановичи» и «Комаровку» в Минск. Сразу тонны две скупят по деревням за бесценок и продадут в несколько раз дороже. А у сельчан сплошные минусы.
— На одни семена потратила полмиллиона, рулон пленки, чтобы теплицу накрыть, 800 тысяч стоит, — несложная арифметика говорит о том, что нынче Татьяне Костюк вряд ли удастся окупить затраты.
Фермер из Минского района Сергей Корзун, у которого капуста растет на 9 гектарах, считает, что его коллеги–овощеводы допустили ошибку:
— Сами загнали себя в угол! Капуста уродила на славу. Один перед одним цену снижали, чтобы как–то избавиться от овощей и заработать хоть что–то, и в итоге она упала ниже некуда! Я бы на их месте просто закопал урожай — он хоть удобрением для земли послужит. Сам так раньше делал, но теперь нет необходимости — сдаю государству по нормальным ценам. Вот сегодня повезу на базу по 600 — 800 рублей за килограмм.
Сергей сам нашел покупателей. Поставляет капусту на оптовые базы в Минске, которые снабжают ею детские сады, больницы. Каждая берет около тонны в неделю. Для них под заказ фермер и выращивает капусту. И не раннюю, которая плохо хранится, а среднюю.
Куда пристроить
Выходит: нет урожая — плохо, а как много — еще хуже? Но неужели нельзя выкупить излишки продукции у населения и заложить в стабфонды? Сейчас — самая пора. На днях Премьер–министр предупреждал Правительство: мартовская ситуация не должна повториться. Помните: картофелем и овощами магазины торговали с перебоями и на рынке цены тут же взлетели в несколько раз. Все–таки зимой и по весне хотелось бы есть свои дешевые овощи, а не дорогие импортные. Есть, в конце концов, у нас и консервные заводы. Щи, борщи и рассольники — капуста везде нужна.
Но все не так просто, рассуждает заместитель председателя Пинского райисполкома Игорь Брилевич. В районе есть два крупных хранилища, но раннюю капусту туда не положишь — сгниет за пару недель:
— Консервных заводов в Пинске тоже нет — на переработку никто не возьмет. И даже если бы брали, то по очень низкой цене, ведь обычно перерабатывающие предприятия скупают овощи нетоварного вида. К сожалению, не всегда возделываются именно те культуры, которые хранятся. Но объяснять, как сажать, что и в каких количествах, — не в компетенции исполкома. В большинстве случаев эти огородники предоставлены сами себе.
«Будет поздняя капуста — пускай везут к нам, возьмем, но по самым низким ценам», — предложили на Ляховичском консервном заводе. У предприятия своя сырьевая база — в августе перерабатывают кабачки и щавель. Капусту купят у частников только в сентябре. Сейчас не до нее, полно другой работы. К сожалению, ранние сорта до сентября вряд ли дотянут. Может, предложить в Минск? Слышала, что до межсезонья там закладывают более 60 тысяч тонн плодов и овощей. Возможно, найдется место в этой «компании» и пинской капусте? Заместитель генерального директора УП «Партизанское» Елена Бердникович разочаровывает: несмотря на современные методы хранения — холодильные установки, подходящую влажность в помещениях, раннюю капусту предприятие готово хранить всего неделю, чтобы успеть реализовать, пока еще у нее товарный вид. А вот в октябре — ноябре на полки овощехранилищ завезут поздние сорта.
Грош цена
В общем, утешить пинских огородников нечем. «Думать надо, что выращивать!» — категоричен фермер из Чашникского района Федор Козловский. По его словам, на Витебщине пока такой проблемы нет: фермеры там ждут урожая поздней капусты, которая еще только завязалась. Хранится она долго, и нет надобности быстро ее сбывать. В отличие от ранней, кочаны которой, не убери их вовремя, просто полопаются в поле. Вместе с мечтами о хорошем заработке тех, кто их растил.
Была последняя надежда на потребкооперацию. Но там тоже не знают, чем помочь пинским овощеводам. Заместитель председателя по заготовкам Брестского областного союза потребительских обществ Владимир Тарасевич переводит ситуацию на язык цифр:
— Большой урожай — цены снизились. Рынок. Мы 640 тонн у населения закупили и все уже реализовали через розничную сеть. В России, куда в основном идут наши овощи, цены на капусту не выше. Так зачем нам работать себе в убыток: покупать по 500 рублей, а продавать по 300?
Но почему в минских магазинах цены на капусту доходят до тысячи рублей? Владимир Тарасевич аргументирует: потребкооперация, конечно, может купить капусту в Пинске, но пока довезет до Минска, она вырастет в цене. Большие транспортные расходы. Так что даже если одна область поделится с другой, существенно сэкономить не удастся.
Не экономист, спорить не буду. Но если транспортные и накладные расходы составляют 300 процентов к закупочной цене (считайте: закупка 300 рублей, в рознице капуста стоит около тысячи), то, очевидно, проблема есть. Пинские огородники этот урок рыночной экономики, конечно же, усвоят. И сделают выводы, оставшись один на один со сбытом продукции. Какие? Больше ранней капусты, то есть самой первой и дорогой, не сажать! А значит, в следующем году цены на этот овощ могут взлететь до небес. Возможно, придется завозить импортную. У покупателей возникнут вопросы. Кто будет на них отвечать?
Автор публикации: Инна КАБЫШЕВА
Фото: Виталий ГИЛЬ