Минобразования будет "пресекать любые попытки очернить учителя"
16.08.2011 13:21
—
Новости Общества
Минобразования будет "пресекать любые попытки очернить учителя"
Что делается работниками Министерства образования для повышения престижа профессии учителя в Беларуси? Какие меры предпринимаются для того, чтобы учитель не чувствовал себя бесправной фигурой? Как ведется работа над созданием и совершенствованием школьных учебников? Кто может принимать в ней участие? Об этих и других вопросах, касающихся сегодняшней белорусской школы, корреспондент TUT.BY беседовал с начальником управления общего среднего образования Министерства образования Юрием Гладковым.
– Многие учителя жалуются, что значительную часть времени и внимания приходится уделять бумажной работе: заполнению журналов, планов, отчетов различных. Ведется ли работа по сокращению нагрузки такого рода?
– Мы проводили анализ данной проблемы и выяснили, что основная масса бумаг, которые требуют с учителя, оседает на уровне администрации школы и районных отделов образования. Министерство образования такого вороха бумаг не требует. На нашу долю приходится менее 10 процентов. Проблема бумаготворчества и его снижения поднималась на коллегиях министерства. Перед начальниками региональных органов управления образованием поставлена задача свести его к минимуму. Нашим министерством подготовлены методические рекомендации по написанию годового плана и отчетности. Их выполнение позволит исключить излишнее бумаготворчество на местах. Министерством образования и Министерством юстиции утвержден также перечень документов, необходимых при организации работы учреждений общего среднего образования. Данный перечень призван уменьшить излишний бумагооборот. Для его снижения опубликованы календарно-тематическое планирование по всем классам и учебным предметам, разработаны сценарные планы проведения уроков, учебно-методические комплексы для проведения факультативных занятий. Все эти документы учителю не нужно переписывать, а можно использовать в готовом виде. Мы, бывая в командировках, даем поручения отслеживать, насколько наши рекомендации выполняются.
- Почему растет этот ворох бумаг на местах?
- Тут нужно четко разделять учебную и воспитательную грань образовательного процесса. Учебная грань никоим образом не приводит к разрастанию лишних, на мой взгляд, бумаг.
Но вот повезли, к примеру, детей на какое-нибудь воспитательное или оздоровительное мероприятие. А по дороге случилось ДТП. Будут же выяснять, на каком основании их повезли. Если не будет соответствующего приказа, то последуют санкции. Поэтому и стараются каждый шаг задокументировать. За счет этого и растет излишнее бумаготворчество. В какой-то степени администрации школ можно понять. Бывают, конечно, и перегибы на местах.
- Многие учителя также жалуются на "Единый речевой режим", в котором прописаны правила оформления тетрадей и журнальных записей. Он меняется, чуть ли не каждый год. Ему посвящаются многочасовые совещания, и многочисленные проверяющие контролируют, чтобы вся документация соответствовала этим требованиям. Почему этому вопросу уделяется такое большое внимание?
– К сожалению, очень часто приходится сталкиваться с тем, что представители средств массовой информации чрезмерно обобщают. У вас же нет никакой статистики на этот счет? Если десять из десяти тысяч учителей жалуются на что-то, это вовсе не означает, что их слова отражают всю картину. Что касается проверяющих, то если они не находят возможности проверить что-то более существенное, то это их не красит. Если они проверяют только лишь, сколько клеточек ученики отступают в тетрадях, и насколько правильно заполнен журнал... Надо проверять качество работы учителя. А качество работы педагога - результаты учебной деятельности его учеников. Но и отслеживать аккуратность заполнения тетрадей, классных журналов и дневников тоже нужно, я не вижу в этом ничего плохого.
- Но есть и такое мнение среди учителей: журнал - он же для них самих, а не для проверяющих. Какая разница, как он сокращает в нем слово "страница" - до "с." или до "стр.", как он записывает в нем даты - с ноликом впереди или без, если число не двузначное? Зачем столь строго следовать этим требованиям и больно бить по рукам, если им не следуют?
- Школа - это все-таки сложный организм, и в ней должны быть определенные дисциплинирующие моменты. И поэтому вот такие требования, которые на первый взгляд кажутся бюрократическими, несут в себе большой положительный заряд. Учитель должен быть аккуратным, причем не только в одежде, но и в своих записях. Я несколько раз задавал учителям вопросы: "А почему вы не сделали, так, как нужно было" Ответы были самыми разнообразными, но ни одного нормального, почему он не выполнил требования речевой культуры, я так и не услышал. Все они варьировались между "я забыл" и "не обратил внимания".
- Отдельные учителя также жалуются на то, что часто снимают детей с уроков и ведут их куда-нибудь на концерт или на какое-то другое массовое мероприятие. При этом самих учителей просто ставят перед фактом. И как будто неважно, что пропал урок. Какими документами это регламентируются?
- Этот вопрос лежит вне моей компетенции. Я отвечаю именно за учебный процесс, а тут мы имеем дело опять-таки с воспитательной работой. Но если интересует мое мнение, то если снимают детей с уроков, то я думаю, что эти уроки нужно потом отработать. Бывают ситуации, когда такое необходимо. Помню, когда Машерова хоронили, тоже снимали с уроков, и школьники шли на похороны, плакали. И никто не говорил, что я, вот, лучше на физику пойду.
- Некоторые бывшие учителя старой советской закалки говорят, что ушли из школы даже не столько из-за низких зарплат, сколько из-за полной незащищённости перед хамством учеников и родителей, из-за постоянного давления администрации. Какие меры предпринимаются для того, чтобы учитель не чувствовал себя бесправной фигурой?
- С этого года мы рекомендуем родителям перед зачислением детей в школы заполнять заявление по единой форме. В этом заявлении родители подписываются, что ознакомлены с уставом школы, отвечают за результаты обучения своего ребенка, и за соблюдение им мер общественного порядка. Данную меру ввели, поскольку и в самом деле очень много появилось в последнее время "продвинутых" родителей, которые позволяют себе грубить учителям, считая, со своей стороны, что ставят их на место. В новом Кодексе об образовании предусмотрены ответственность и обязанности родителей. Так что будем следить за этим вопросом и пресекать любые попытки очернить учителя. Потому что тот, кто сегодня это делает, забывает, что они и сам был когда-то учеником. И все, чего он достиг, он достиг благодаря учителю.
- Что делается для повышения престижа профессии учителя?
- В целях повышения престижа профессии проводится комплекс мероприятий по выявлению, обобщению и распространению опыта лучших педагогических работников. С 1995 г. проводится республиканский конкурс "Учитель года Республики Беларусь". Огромное значение он имеет для будущих учителей, которые сегодня пока еще студенты. Усиление методической составляющей в обучении будущих педагогов через встречи с лучшими педагогами, победителями конкурса, проведение ими мастер-классов дает студентам импульс для профессионального роста и желание постоянно самосовершенствоваться. Эти встречи много пользы приносят будущим учителям, потому что кто как не первоклассный педагог сможет лучше научить, как, например, устанавливать контакт с классом? Можно очень хорошо знать математику, но эти знания так и останутся в голове у учителя, если он не научится их передавать. Прорабатываем и меры повышения социальной защиты учителя: льготное кредитование, проезд в сельской и городской местности, оздоровление в удобное для него время, а не только тогда, когда ему предлагают. Мы понимаем, что взять и поднять зарплату учителю в один миг невозможно. И тем не менее, в этом направлении тоже идет работа. Продумываем возможности привлечения наиболее одаренных педагогов на работу в вузы. Министерство образования эту проблему видит и все необходимые меры, которые лежат в рамках его компетенции, принимает. Мы стремимся к тому, чтобы профессия учителя, одна из самых уважаемых в мире, в нашей стране достигла определенной социальной высоты.
- С низким престижем профессии связана и проблема проходных баллов в педагогические вузы, которые сегодня одни из самых низких по стране. Получается, что педагогами становятся самые слабые абитуриенты. Разве может ли из них получиться хороший учитель?
- Если абитуриент сам школьную программу знает посредственно, то, разумеется, и баллы на центральном тестировании набирает соответствующие. Но если за годы обучения в педвузе он своего уровня не поднимет, то диплома не получит. Такие со временем либо отсеиваются, либо сами уходят. Я хорошо знаю ректора Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, он мне как-то сказал: "Не волнуйтесь, ни один "сырой" учитель у нас диплома не получает".
- Давайте поговорим о школьных учебниках. Как ведется работа над учебником?
- Работой по созданию учебников и учебных пособий руководит Национальный институт образования. Процедура разработки учебного пособия уже давно отработана. В последнее время проводятся конкурсы на написание учебников, когда несколько авторских коллективов представляют рукописи, а независимые эксперты определяют лучший экземпляр. Победившая в конкурсе рукопись направляется на предметную секцию, а затем – на президиум совета в Министерстве образования. После рассмотрения на секции и в президиуме учебник утверждается на бюро научно-методического совета Министерства образования. Особо хочу отметить, что Республика Беларусь первой на территории постсоветского пространства создала национальную систему учебного книгоиздания. У нас все учебники - наши, отечественные. За исключением некоторых учебников по иностранным языкам для старших классов, но пройдет время, и они у нас тоже будут написаны и изданы.
- Учителя и родители учеников сегодня часто жалуются на учебники, вот как раз на наши, отечественные, считая их слишком сложными. Каким образом ведется работа по дальнейшему их совершенствованию?
- Я учился физике по учебнику Перышкина. Так он не то что десять лет, а десятилетиями апробировался, и каждый раз при переиздании в нем находили какие-то моменты для улучшения. Поэтому если наши учебники многие критикуют, то это естественный процесс, его не надо бояться. Прежде чем учебник становится учебником, он у нас проходит экспертную оценку не только вузовских работников, но и учителей-практиков. Кроме того, после того как учебник попадает в школы, и по нему начинают учиться, все равно продолжается его изучение, апробация и доработка. У нас создана комиссия, в которую входят представители Национальной академии наук и Высшей аттестационной комиссии. Они каждый год работают довольно скрупулезно, каждую страницу вычитывают, находят ошибки, вносят свои предложения. Мониторинг проводится при взаимодействии с Академией последипломного образования, институтами развития образования, районными методическими кабинетами. Потом при переиздании вносятся необходимые коррективы. Часто, бывает, заявляют со стороны, что там-то и там-то нашли ошибку. А начинаем разбираться - оказывается, что нет ее, или что этот учебник уже давно не используется. И так тоже бывает.
- Некоторые учителя видят проблему в том, что у нас учебники пишутся очень узким кругом лиц. Они говорят, что в Советском Союзе ими занимался довольно большой коллектив авторов. Допустим, если автор - академик, то за ним стояло несколько докторов наук, энное количество кандидатов и множество аспирантов… И благодаря этому качество учебников было лучше. Как вы относитесь к такому мнению?
- Вы знаете, никогда не видел ни одного учебника времен Советского Союза, где на обложке в перечислении авторов было бы тридцать фамилий. Никогда такого не было. И в советских учебниках тоже всегда значились только две-три фамилии. А, значит, было у них по два-три автора. Учителя, которые утверждают обратное, просто не знают проблемы, вот что я на это скажу. Пускай возьмут любой советский учебник и посмотрят, что там написано.
- Куда могут обращаться граждане, если заметили какую-то ошибку в учебнике?
- Все ошибки аккумулирует Национальный институт образования, при котором и существует комиссия по учебной литературе. Туда и могут обращаться все желающие. Но вот почему-то некоторые учителя обращаются не туда, а на TUT.BY или в газету. А почему они так делают? В целях саморекламы. Не в целях самосовершенствования образовательного процесса, а с целью лишний раз сделать себе рекламу. Я так считаю. И тот же Ливянт, который везде и всюду нас критикует, пусть тоже обращается. Но он почему-то этого не делает.
- Кто может вносить свои предложения по совершенствованию школьных учебников? Есть ли какие-то ограничения для вхождения в экспертный совет?
- Вносить предложения по совершенствованию учебных пособий может любой профессионал. Главное, чтобы предложения были рациональными и улучшали их качество. Экспертный совет сам заинтересован, чтобы в него вошло как можно больше специалистов. Если он малочисленен, то вероятность того, что будет пропущена ошибка, повышается многократно. Об ограничениях каких-либо я не слышал. Понятно, что ребенок туда не войдет, желательно педагогическое образование. И все. Должен быть какой-то внутренний стержень, который позволит провести самооценку и заявиться в авторский коллектив.