Челночные страсти, или Особенности приграничного шопинга
Сегодняшняя белорусско-российская граница для наших восточных соседей — ворота в маленький рай. Стоит только какому-нибудь жителю Смоленщины или Брянщины переступить эту довольно условную черту в западном направлении, как он оказывается если не в стране чудес, то уж во всяком случае в другом измерении. Чтобы убедиться в этом, достаточно измерить покупательскую способность россиян на нашем рынке. Она резко рванула вверх после того, как курс белорусского рубля относительно более твердых валют устремился вниз. Для наглядности несколько примеров.
Литр трехпроцентного молока в населенных пунктах Смоленщины стоит в пересчете на наши деньги (по официальному курсу) около 5 тысяч рублей. В близлежащих районах Могилевщины — 1760 белорусских рублей. Килограмм докторской колбасы на смоленской стороне — примерно от 34 до 41 тысячи. У нас — не более 22. Впрочем, дабы не утомлять читателя этим прейскурантом, можно сразу огласить выводы, сделанные специалистами управления антимонопольной и ценовой политики Могилевского облисполкома, недавно изучившими ценовую конъюнктуру в приграничных селениях Смоленской области. Розничные цены на молоко жирностью в 3,2 % в расположенных рядом российских регионах выше, чем в городах Беларуси, в 2,6—3 раза; на сметану 20-процентную — в 2—2,6 раза; творог — почти в три раза; твердый сыр — на 45—70 %; сосиски — на 66—86 %; колбасу сырокопченую — на 87—100 %, на батоны из муки высшего сорта — в полтора раза и более, сахар — на 33 %.
При этом необходимо учесть, что, к примеру, на Смоленщине средняя зарплата, которая долгое время находилась примерно на уровне среднего заработка соседей-белорусов, благодаря курсовой разнице вдруг стала почти вдвое выше нашей.
Неудивительно, что в последнее время автомобили с российскими номерами просто-таки примелькались у торговых центров на территории Беларуси. Причем не только в приграничных городках, но и в Могилеве, Гомеле, Витебске. Соседи охотно скупают продовольствие, а также промышленный ширпотреб: носки, чулки, майки, сапоги, туфли и прочее. Весьма характерен следующий факт: в июле нынешнего года по сравнению с июлем предыдущего реализация колбасы белорусского производства в магазинах потребкооперации Могилевщины в приграничных районах выросла в полтора раза, мясных консервов — в 1,7 раза, водки — в 2 раза, чулочно-носочных изделий — в 3,6 раза, обуви — в 3—5 раз.
— Если сравнивать данные июля прошлого и текущего годов, — говорит начальник управления торговли облпотребсоюза Сергей Щербич, — то во многих регионах области товарооборот вырос на 20—40 %.
Нет сомнений, что такую динамику нам помогли обеспечить братья-россияне. Поначалу, когда разгорелся этот покупательский бум, в сердца наших ответственных лиц закралось опасение: а не останемся ли мы сами разутыми, раздетыми и голодными, если аппетиты россиян станут расти. Уж больно соблазнительная ситуация: границы практически не существует, а цены на многие виды потребительских товаров в Беларуси по-прежнему регулируются и поэтому остаются чрезвычайно привлекательными для соседей.
Но опасения оказались напрасными. Быстро сориентировавшись, наша торговля стала активнее насыщать прилавки нужными изделиями. Беларусь производит их, как выясняется, вполне достаточно, и мы будем только рады тому, если склады отечественных предприятий будут разгружаться быстрее. А заодно будет улучшаться финансовое положение как производителей, так и торгующих организаций.
Нельзя, конечно, сказать, что благодаря увеличившемуся товарообороту наша торговля обогатилась. Нужно учитывать, что и у производителей, и у тех, кто реализует продукцию в последнее время значительно выросли расходы. Так что, как говорится, не до жиру.
Тем не менее для нас российский покупатель сейчас играет роль палочки-выручалочки, способствующей стабилизации нашего рынка, в том числе валютного. Поэтому нас не мог не насторожить тот факт, что за последнюю неделю волна российского покупательского ажиотажа практически сошла на нет. Это отмечают во всех регионах Могилевщины, граничащих с РФ. Последние несколько недель цены в основном стоят на месте, а посему трудно объяснить столь резкую утрату интереса к белорусским товарам со стороны «разбогатевших» на валютных передрягах россиян. Как трудно объяснить и то, что в свое время поднаторевшие в челночном бизнесе белорусы никак не пользуются сложившейся обстановкой. Ни в Хотимском, ни в Мстиславском, ни в Горецком, ни в других приграничных районах не замечено массовой активизации народных коммерсантов. Хотя, казалось бы, почему не загрузить автомобиль ходовым товаром и не отправиться, скажем, в Смоленск распродавать его по выгодной цене? А ведь выгода даже в том, что заплатят тебе российскими рублями, которые не так просто приобрести у нас. Возможно, у белорусов не хватает для таких операций оборотного капитала. А вот куда пошли капиталы российских обывателей, еще недавно в массовом порядке атаковавших прилавки наших торговых точек, — вопрос. Не исключено, что мы наблюдаем временное затишье.