«Нахимичили» с Байковой

Источник материала:  


В минувший вторник, 2 августа, Верховный суд вынес приговор старшему следователю по особо важным делам Генпрокуратуры Светлане Байковой, все еще остающейся в должности. Единственная в своем ведомстве женщина-следователь приговорена к двум годам ограничения свободы («химии»).


Грозу белорусской таможни отправили на «домашнюю химию» - в учреждения закрытого типа она не поедет. Фото: Сергей Гудилин 

Полюбоваться после оглашения приговора на сильно похудевшую Светлану Байкову, отсидевшую в СИЗО КГБ более полугода и даже объявлявшую там голодовку, а затем помещенную под домашний арест, удалось немногим. Накануне журналистов вежливо предупредили: оглашение резолютивной части приговора, как и сами судебные заседания, закрыто для публики «в силу исключительных обстоятельств». Пока представители СМИ уныло бродили у бокового подъезда здания Верховного суда, ожидая появления пресс-секретаря Анастасии Цыманович, Байкова вышла через центральный вход. Получив три белые розы, бывший следователь, по мановению пера которой в СИЗО в свое время оказались экс-директор Департамента финансовых расследований КГК (в прошлом - замначальника УКГБ по Брестской области) Анатолий Грамович и экс-зампред КГБ Анатолий Зарецкий, оперативно скрылась на автомобиле. Впервые за много месяцев - без спецсопровождения.

Десятью минутами позже Анастасия Цыманович зачитала краткое сообщение для прессы, отметив, что «информация исчерпывающая» и больше сказать она ничего не может. Исходя из сообщения, Байкова «признана виновной в превышении служебных полномочий. Ее действия квалифицированы по ч.3 ст.426 УК РБ. В остальной части обвинения - в соответствии с требованиями закона о презумпции невиновности - Байкова оправдана, поскольку суду не было представлено доказательств в бесспорности подтверждающих ее виновность в совершении преступлений». (В обвинении упоминались также статьи УК: «привлечение в качестве обвиняемого заведомо невиновного»; «принуждение к даче показаний»; «заведомо незаконное задержание или заключение под стражу»; «злоупотребление властью или служебными полномочиями». - «БелГазета»).

При вынесении наказания суд учел отсутствие в действиях Байковой «корыстной либо иной личной заинтересованности», «длительную безупречную службу в системе органов прокуратуры», госнаграду (Байкова награждена орденом Почета), а также многочисленные поощрения по службе. С применением ст.70 УК («назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление») Байкова приговорена к ограничению свободы («химии») без направления в исправительные учреждения открытого типа на два года. Дополнительное наказание - лишение права занимать должности в органах предварительного расследования на срок два года. Поскольку до вынесения приговора Байкова продолжала числиться на боевом посту, приказ об увольнении, надо полагать, будет подписан в ближайшее время.

Как сообщала «БелГазета» (см. N10 от 14.03.2011г.), в «деле Байковой» фигурировал еще один обвиняемый - 31-летний гражданин России Карен Вартанян, неоднократно судимый белорусскими судами за мошенничество, вымогательство и дачу взятки. На момент инкриминируемого ему преступления - «истязание» - он находился в СИЗО МВД. Исходя из обвинения, уголовник - по просьбе Байковой - «обрабатывал» ряд обвиняемых, вынуждая давать «нужные» показания. Однако суд не согласился с доказательствами следствия, оправдав Вартаняна за отсутствием в его деяниях состава преступления.

Сообщив об этом в разговоре с «БелГазетой», один из потерпевших, пожелавший остаться неназванным, заметил, что именно по просьбе Вартаняна, радеющего об инкогнито, оглашение резолютивной части приговора было закрыто от публики. Как следует из сообщения пресс-секретаря Верховного суда,«в ходе судебного разбирательства к одному из участников уголовного процесса были применены меры защиты, по характеру которых исключается его визуальный контакт с лицами, не являющимися участниками уголовного процесса. В связи с этим оглашение приговора осуществлялось судом также с обеспечением указанных мер безопасности».

«Я в замешательстве, - так прокомментировал приговор «БелГазете» потерпевший. - Мы ожидали совсем другого решения. Предварительное расследование велось объективно, доказательств вины Байковой хватало. И вдруг - необъективно мягкий приговор. Потерпевшие возмущены. Мы потеряли работу и здоровье, но в удовлетворении гражданских исков к Байковой нам отказано».

У потерпевших есть право написать на приговор жалобу в порядке надзора - приговор Верховного суда считается вступившим в законную силу в день его оглашения.

СПРАВКА «БелГазеты».Перейдя в 2004г. в Генпрокуратуру из Мингорпрокуратуры, где она занималась расследованием убийств, Светлана Байкова возглавила следственную группу по расследованию уголовных дел в сфере незаконного перемещения товаров через таможенную границу Беларуси. За годы работы ей удалось описать сложную схему транзита из Европы в Россию дорогостоящей мебели, одежды, компьютерной и оргтехники и т.д. под видом плитки и стройматериалов, позволявшую уклоняться от таможенных платежей. Обвиняемые - сотрудники таможни, правоохранительных органов, коммерсанты, многим из которых инкриминировалась уголовная статья «создание преступной организации либо участие в ней», - десятками уходили в суд, а затем попадали в колонию. Несколько позже эта статья из приговоров исчезла - незадолго до ареста Байковой суды начали пересматривать приговоры по «таможенным делам». Экс-директору ДФР Анатолию Грамовичу, по делу которого в ближайшее время ожидается вынесение приговора, изменили меру пресечения, выпустив из СИЗО.
←Исчезнет ли в Беларуси тендерная коррупция?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика