Экономическое насилие несет угрозу политической власти
После рекордного майского обвала белорусский рубль не смог стабилизироваться на новом уровне, и теперь ему грозит новая девальвация. Власти вновь наступают на те же грабли: принимаемые решения носят чисто политический характер и с экономическими реалиями никак не стыкуются, считают эксперты.
Напомним, что в первом полугодии 2011 года руководство Беларуси сочло, что в состоянии удержать рубль на плаву: его колебания по отношению к валютной корзине (доллар-евро-российский рубль) предполагалось ограничить 8%. В результате Национальный банк потратил сотни миллионов долларов из золотовалютных резервов на поддержание стабильности рубля.
Какое-то время власти, похоже, надеялись, что проблема рассосётся сама собой, но этого не случилось - иностранная валюта и вовсе исчезла из обменных пунктов, да и на бирже её стало купить, мягко говоря, проблематично. И тогда, вопреки многочисленным собственным заявлениям, руководство Беларуси с большим опозданием признало де-факто уже свершившуюся девальвацию.
Но сделано это было наполовину: доллару предписали стоить 5000 рублей, видимо, в надежде, что теперь граждане все-таки понесут в обменники свои сбережения. Но зачем?
Как писала БДГ ранее, председатель бизнес-союза предпринимателей и нанимателей им.Кунявского Григорий Бадей считает, что правительство и Нацбанк недооценивают сложность текущего момента, глубину и причины экономического кризиса. Намеченные в антикризисном плане меры базируются на ошибочной предпосылке - девальвации белорусского рубля по отношению к доллару на 56%. Однако эта девальвация действует только для ограниченного круга субъектов хозяйствования. Весь остальной реальный бизнес вынужден работать в условиях реальной девальвации, которая составляет 250-300%.
Мало того, курс наличного доллара на черном рынке, остававшийся в последнее время неизменным, вновь сдвинулся с места: за прошлую неделю он подрос примерно на 200 рублей - за один американский доллар "валютчики" просят 6500 белорусских рублей вместо 6300.
Рост курса доллара связан с тем, что спрос на инвалюту на наличном рынке остался на прежнем уровне, а предложение в июле уменьшилось.
Не исключено, что рост котировок на наличном рынке, который был зафиксирован на прошлой неделе, связан с тревожными слухами. Суть слухов, о которых говорят и банкиры, и импортеры, состоит в том, что якобы в августе должен быть пересмотрен в сторону увеличения официальный курс белорусского рубля.
На теневом же безналичном рынке, как сообщил Белорусским новостям источник в банковских кругах, курс находится в районе 7000-7500 рублей за доллар. Покупать валюту дороже импортеры сегодня не готовы - поэтому, наверное, курс доллара на безналичном рынке существенно и не меняется.
И сегодня картина такова: курс Нацбанка: 1 $ – 4972 Br, курс "черного рынка" наличной валюты: 1 $ – 6500-6600 Br, курс межбанковского рынка валюты: 1 $ – 7100-7500 Br.
Между тем, близится момент, когда властям Беларуси придется выходить на единый курс. "Серьёзные решения" по валютной и экономической политике планируется принять во второй половине августа (см. БДГ от 2 августа).
В этой связи рассматриваются два основных варианта развития событий.
Согласно первому руководство Беларуси решается на очередную девальвацию. Как уже писалаБДГ, с таким вариантом соглашается и старший аналитик FOREX CLUB в Беларуси Валерий Полховский: если белорусское правительство все-таки решит пойти на введение единого курса, то единственный способ - это очередная девальвация.
При этом может произойти как одномоментное сближение официального курса рубля с реальным, так и плавное. Доллар едва ли будет стоить дешевле, чем сейчас на черном рынке. Значит, следующая девальвация составит не менее 25%.
И это оптимистичный вариант. Начальник главного управления макроэкономического анализа и прогнозирования Минэкономики Антон Долговечный отмечал, что если Беларусь перейдет к плавающему курсу нацвалюты, возможно, за доллар будут давать 7 тысяч рублей и больше (смБДГ от 18 июля). А это уже означает, минимум, 40%-ную девальвацию. Что тоже не является верхней планкой возможного.
Согласно второму варианту, власти Беларуси решают "стоять насмерть" на нынешнем курсе, допуская лишь колебания в 12%-ном коридоре. Официально именно такой линии придерживается Национальный банк, который говорит, что сейчас не будет выходить на единый курс из-за отсутствия средств для валютных интервенций с целью поддержания рубля.
Кстати, тем самым Нацбанк де-факто расписывается в том, что существующий официальный курс национальной валюты явно завышен. Одновременно утверждая устами нового председателя правления Национального банка Надежды Ермаковой, что курсы иностранных валют отражают реальный уровень и не сдерживаются административными методами (см. БДГ от 28 июля).
Закончится это тем, что спустя некоторое время средства на удержание курса рубля иссякнут. Далее случится примерно то же самое, что и весной 2011-го.
В любом случае, жить нынешнему курсу осталось немного. Какой сценарий изберёт Александр Лукашенко белорусы узнают через пару недель. Пока власти делают вид, что склоняются к второму варианту. Продолжительность сюжета в этом случае зависит от объёма средств, который они смогут выделить на создание видимости стабильности рубля.
Нельзя исключать, что в результате после августовского «мозгового штурма» родится третий вариант развития событий. Например, переход на российский рубль. Или китайский вариант в белорусской обработке, предполагающий, что население может прекрасно обойтись и без иностранной валюты. Однако вряд ли власть пойдет на такую политику, в результате которой можно потерять национальную валюту.
Ясно одно - на поддержание курса рубля будут израсходованы очередные сотни миллионов, а то и миллиарды долларов. Но, поскольку золотовалютные резервы страны отнюдь не безграничны, на каком-то этапе придется принимать решение об очередной девальвации.
"Невозможно поддерживать производство с помощью кредитной эмиссии и не вызывать при этом инфляции", - подтверждает независимый экономист Сергей Чалый в интервью Еврорадио.
"Фокус в том, что хороших решений в нашей ситуации нет, и чем дальше мы будем оттягивать неизбежные шаги по рыночной стабилизации ситуации, тем более жесткие шаги будут нужны. И тем хуже будет ситуация потом. Чисто теоретически, можно вообще сознательно не делать ничего, так как в результате ситуация выйдет из-под контроля и корректировка курса состоится вне желанием руководителей", - констатирует эксперт.
"Экономика все же живой механизм. Можно долго ее насиловать, но уничтожить сложно. В истории таких случаев не было наверняка. Зато было много случаев, когда экономика убивала политику", - поясняет С.Чалый.
"Можно очень долго пытаться сопротивляться неизбежному, но при этом создается эффект сжатой пружины, и в результате произойдет то, что должно. Вопрос только в том: мы сами рашаемся на это и можем управлять процессом, или же процесс пойдет так и тогда, когда мы уже не сможем контролировать ситуацию", - резюмирует он.