Пьяные купальщики стали головной болью ОСВОДа
С начала года в Беларуси утонуло 420 человек, в том числе за прошедшую неделю — 49. Большинство погибших были в состоянии алкогольного опьянения. За аналогичный период прошлого года утонуло 747 человек.
Как отметил председатель Республиканского совета Белорусского республиканского общества спасания на водах (ОСВОД) Анатолий Голуб на пресс-конференции 26 июля, за последние 10 лет в стране наблюдается снижение случаев гибели от воды несовершеннолетних. С начала 2011 года в Беларуси утонул 31 ребенок, на протяжении предыдущих девяти лет ежегодно тонуло в среднем 75-80 детей. До 2002 года эта цифра составляла 160-240.
Вместе с тем каждый случай гибели детей — настоящая трагедия. Хоть и говорят, что от судьбы не уйдешь, но дети слишком часто становятся жертвами воды в силу элементарной безнадзорности. Например, 7 детей утонули в бытовых емкостях — домашних ваннах, бассейнах, колодцах, бочках, 6 детей — в котлованах, ямах, канавах, ручьях, лужах, болотах.
Что касается взрослых, то одной из основных причин утопления остается употребление алкоголя. Это 70% случаев гибели взрослых на воде. «В нашем обществе, в нашей республике что-то надо предпринимать, потому что народ настолько распился, что дальше уже некуда», — отметил Анатолий Голуб.
В качестве примера он привел «сухой закон» в СССР в конце 1980-х годов, когда количество утоплений снизилось вдвое.
На сегодняшний день ОСВОД контролирует около 1% рек и 3% водохранилищ и озер Беларуси. «На всем постсоветском пространстве именно у нас охране жизни людей на водах уделяется наибольшее внимание», — сказал Анатолий Голуб.
Абсолютное большинство погибает в водоемах «по месту жительства, где просто некому спасать». Руководитель ОСВОДа напомнил, что гражданам необходимо повышать собственную культуру поведения на воде, беспокоиться за свою жизнь и жизнь окружающих, потому что «ни одно государство не в состоянии поставить спасателей везде».
ОСВОД в меру сил пытается привлекать к профилактике несчастных случаев на воде общественные организации — БРСМ, профсоюзы, спортивные общества, но основную ставку все же делает на членов своей организации.
По словам Анатолия Голуба, более действенными являются первичные организации на местах. «Это лучше, чем волонтерские группы. Пусть там членов ОСВОДа будет 10 или 15, но хотя бы трое из них могли нормально видеть, помогать, предупредить и так далее», — обосновал свою точку зрения Анатолий Голуб.
В минувшем году члены ОСВОДа уплатили 1,2 млрд. рублей членских взносов. «Все эти деньги идут на издательскую деятельность, на информационные плакаты — как правильно купаться и как оказывать первую помощь. Всё, что в республике расклеено — на предприятиях, в организациях, на пляжах — это всё за общественные деньги», — уточнил руководитель ОСВОДа.
По словам Анатолия Голуба, спасать людей может далеко не каждый, «единицы могут спасать», а на посильную денежную помощь способны многие.
При этом он не согласился с теми, кто упрекает ОСВОД за то, что в организацию принимают старшеклассников с 16 лет и берут с них взносы. «А почему нет? — задал вопрос Анатолий Голуб. — Если он на наркотики находит, на «чернила» находит, на все что угодно; так что плохого, если он на благородное дело пожертвовал 500 рублей». Именно столько составляет взнос для несовершеннолетних, взрослые члены ОСВОДа платят 2 тысячи рублей.
Елена СПАСЮК