Казус социального государства
После девальвации прожиточный минимум «съежился» до 60 долларов, а «эквивалентная» пенсия с 196 до 118 долларов в месяц
После президентских выборов 2006 года размер среднемесячной назначенной пенсии впервые превысил стоимость прожиточного минимума пенсионера. То есть 100 долларов в месяц, к завершению пятилетки пенсия приблизилась к 200 долларов в эквиваленте.Подчеркнем: говорить об эквиваленте можно только в условиях свободного обмена населением рублей на другие денежные единицы. По этой причине установленный после недавней девальвации курс нельзя считать эквивалентным. То есть все расчеты, производимые на основе официальных котировок, необходимо принимать с учетом этого обстоятельства. Если доллар стоит 5 тысяч рублей — это одно. А если шесть — совершенно другое.
Накануне девальвации, как свидетельствует Белстат, в органах по труду, занятости и социальной защите на учете состояло 2.475,6 тыс. пенсионеров. Средний размер назначенных им пенсий составлял 589,3 тыс. рублей, что в 2 раза превышало бюджет прожиточного минимума для пенсионеров. Перерасчет минимальных социальных стандартов осуществляется задним числом, после повышения потребительских цен (бюджет прожиточного минимума для пенсионеров в ценах марта 2011 г. в расчете на один месяц на период с 1 мая по 31 июля 2011 г. составил 294,2 тыс. рублей, или примерно 100 долларов). После девальвации прожиточный минимум «съежился» до 60 долларов, а «эквивалентная» пенсия с 196 до 118 долларов в месяц.
Отметим, что по международным стандартам среднемесячный доход на душу населения в 30 долларов считается уровнем бедности для населения самых неразвитых в экономическом отношении стран, расположенных, как принято говорить, к югу от Сахары. В Беларуси климатические, социально-экономические условия совершенно иные, чем в Африке. Для поддержания сопоставимого с тамошними племенами уровня жизни белорусским пенсионерам требуется гораздо больше.
Власти настаивают — причиной обвала курса национальной валюты стало резкое увеличение импорта потребительских товаров. На самом деле, отрицательное сальдо во внешней торговле по этой позиции за 4 месяца текущего года по сравнению с январем — апрелем 2010 года изменилось с 28,8 млн долларов до минус 641,9 млн долларов (абсолютный рост — минус 670,2 млн долларов). Но при этом удельный вес импорта потребительских товаров в общем объеме импорта увеличился всего-навсего с 17% до 17,4%. Причем этот рост отрицательного сальдо по группе потребительских товаров спровоцирован решением о повышении таможенной пошлины на легковые автомобили в связи со вступлением в Таможенный союз. За январь — апрель их ввезено 137,1 тысячи (202,2% против января—апреля 2010 года), что на 635,8 млн долларов больше, чем за четыре месяца прошлого года.
Разумеется, утопленнику совершенно безразлично, утонул он в морской пучине или в придорожной канаве. Власти Беларуси, которые специально оговорили, что повышение таможенной пошлины на легковые автомобили откладывается до 1 июля, должны были неизбежный рост продаж в этом сегменте обеспечить наличной валютой. Теперь можно только гадать, почему было принято такое легковесное решение — по недомыслию, по злой воле или хитрому умыслу. Но с 1 июля из-за изменений условий ввоза автоимпорт, надо полагать, упадет, а ввоз потребительских товаров сократится по причине падения платежеспособного спроса на внутреннем рынке в связи с девальвацией.
То есть проблема получит свое политическое решение за счет обманувшегося в своих надеждах населения.
У белорусов, об этом много говорил Лукашенко на своей последней пресс-конференции, очень хорошо получаются потребительные стоимости, но очень плохо — носители стоимости. То есть белорусам не удается (пока?) производить такие товары, реализация которых на свободном рынке позволяла бы компенсировать все издержки производства и получить прибыль.
Иначе говоря, оцениваемое по Марксу белорусское правительство выступает в роли абсолютно безграмотного организатора производства. Оно никак не может справиться с этой диалектикой. Удельный вес промежуточных товаров (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие), без которых невозможно организовать производство, составляет в общем объеме импорта 73,3%. Отрицательное сальдо по этой позиции, увеличившись на 930,4 млн долларов, достигло 3151,9 млрд долларов.
Потребительский импорт — величина временная и неустойчивая. Производственный при существующей экономической политике — величина постоянно растущая.
Если увеличивать объемы производства, надо увеличивать импорт; если сокращать, то ввозить можно меньше. Но это никак не отразится на ситуации в целом.
Принципиальное решение связано с достижением такой эффективности производства, которая позволила бы выйти на положительный внешнеторговый платежный баланс. По своему масштабу такое решение должно быть политическим, в полном смысле этого слова многовекторным.
К сожалению, пока нет никаких видимых признаков того, что ситуация может измениться в лучшую сторону. Более того, последние события показывают, что руководство страны не видит в этом ничего страшного и не собирается ничего менять.
А ведь результат уже получен. Вкупе с большинством пенсионеров и работников, получающих заработную плату ниже средней, даже работники с относительно высокой заработной платой, имеющие детей, после девальвации фактически перешли в категорию малообеспеченных.
Представить, что в течение нескольких ближайших месяцев прежняя ситуация восстановится и даже улучшится, невозможно. В социальном государстве социальная политика провалилась.