Молодо, зелено и чрезвычайно опасно

Источник материала:  

Молодо, зелено и чрезвычайно опасно

То, что молодой водитель опасен и непредсказуем, факт общеизвестный...

Молодо, зелено и чрезвычайно опасноПосле курса молодого бойца салагу–рядового не отправят на задержание опасного преступника: он может перепутать дуло и приклад и пустить пулю себе в лоб. А вот после трехмесячного КМБ в автошколе курсанты получают свои «автоматы»–права и лихо идут в атаку: на дороги и на трассы, в города и села. И все чаще — на тот свет. Военные аналогии мы приводим здесь вполне сознательно: только за полгода по вине неопытных водителей в авариях погибли около 80 человек. Эти цифры — как сводка с поля боя.


То, что молодой водитель опасен и непредсказуем, факт общеизвестный. Такой автомобилист напоминает подростка на волне переходного возраста — он капризничает и склонен к безрассудству, желает самоутвердиться и поэтому глупит и чудачит. Если проанализировать количество ДТП, связав их со стажем вождения, получаем следующую картину, повторяющуюся из года в год. Чаще всего в аварии попадают водители, не проездившие и 12 месяцев. Потом — «однолетки» и «двухлетки». Дальше кривая ДТП плавно идет вниз, а следующий всплеск аварийности наблюдается среди водителей с «круглым» 10–летним стажем. Еще два пиковых момента — 15 и 20 лет за рулем. А вот «старички», которые за баранкой полжизни, то есть — от 40 до 50 лет, в опасные ситуации на дорогах почти не попадают.


Эти данные подтверждают выводы экспертов: в жизни любого водителя есть несколько опасных этапов, через которые необходимо пройти. Первый из них наступает примерно через полгода после того, как новичок освоил руль и педали. Если до этого момента его еще порядком не напугали — то есть Бог миловал от попадания в аварийную ситуацию, водитель начинает лихачить. Такое поведение еще называют «комплексом новичка». Симптомы недуга заметны невооруженным глазом: лихорадочные перестроения из ряда в ряд, резкие торможения. Подобные фортели, как правило, чреваты неприятностями. И хорошо, если все окончится просто поцарапанным бампером. События этого июля показывают, что действия новичков все чаще приводят к трагедиям. В ГАИ привели несколько актуальных примеров.


В Смолевичском районе 21–летний студент на «Лексусе» вылетел на обочину и насмерть сбил бабушку–пенсионерку. Под Воложином 23–летний парень на грузовике «Скания» не рассчитал маневр и, выходя на обгон, лоб в лоб столкнулся с «Опелем», водитель которого погиб. Днем позже его ровесник из Дятловского района вылетел на «Жигулях» в реку — его пассажир, тоже 23–летний молодой человек, погиб.


А вспомните недавнюю аварию в Гомельском районе. Картинка с трассы вблизи деревни Красное, которую показали в начале июля все телеканалы, заставила оцепенеть даже опытных сотрудников ГАИ. В том жутком ДТП, напомним, погибли пятеро студентов Гомельского государственного университета: «Рено–Клио», в котором ехали ребята, протаранил вылетевший на встречную полосу МАЗ. Гиблое дело гадать, как бы сложилась та ситуация, будь на месте водителя «Клио» не 19–летний парнишка, получивший права за несколько месяцев до рокового ДТП. Но все же: смог бы уклониться от летящего навстречу железного локомотива более опытный шофер? Шансов уйти от лобовой у него наверняка было бы больше.


Как видим, когда за рулем новички, беда ходит рядом. И кто в этом виноват? Корни любой дорожной проблемы у нас принято искать в автошколах. На первый взгляд, это логично: если водитель, только–только получивший права, сразу становится убийцей, то зачем нам такие школы киллеров? Систему обучения принято ругать за дисбаланс теории и практики, за поборы, за натаскивание курсантов к экзаменам в ГАИ, но вот за «проблему молодого водителя» я бы с автошкол не спрашивал. Сделать из зеленого новичка опытного водителя за три–четыре месяца просто невозможно. Российские эксперты недавно подсчитали: даже добившись идеального качества подготовки водителей в автошколах, количество ДТП удастся снизить не более чем на 10 процентов. Основные 90% по–прежнему будут иметь под собой совсем другие основания. Проблема поэтому, считают в России, заключается в необходимости обязать любого водителя постоянно поддерживать свою квалификацию. То есть заниматься самоподготовкой, как прилежный школьник или студент.


Робко говорят об этом и у нас. Другой вопрос, что условий для самостоятельных тренировок пока нет. Автодромы, где молодые водители могли бы шлифовать навыки, учиться чувствовать «габариты», практически отсутствуют. Найти инструктора, который помог бы повысить квалификацию, тоже проблема — «наставники» дерут огромные деньги, на рынке много жулья. Вопросам курсантской «последипломной подготовки», таким образом, у нас пока должного внимания не уделяют.


А ведь была отличная идея, которую предложили некоторое время назад специалисты «Белтехосмотра», — ввести в Беларуси так называемую двухфазовую систему обучения. Это когда курсант после экзамена получает временное водительское удостоверение и ездит с ограничениями — ему запрещено перевозить пассажиров, садиться за руль ночью, рядом с ним обязательно должен быть опытный водитель. Если за отведенный период стажер проявит себя положительно, ему предложат пересдать экзамен и выдадут постоянные права.


Такая система в мире довольно популярна: обязательное двухфазовое обучение новых водителей существует в Люксембурге, Финляндии, Австрии, Швейцарии, многих других странах. Как правило, в первое время после получения «корочки» молодые автомобилисты ездят со статусом «ученик» и за различные нарушения получают баллы. Если нарушают часто, в учениках могут пробыть долго.


Интересную меру практикуют в Финляндии. Каждый новый водитель должен после получения водительского удостоверения в течение периода от 6 до 24 месяцев пройти трехчасовой курс занятий на автодроме. Причем не заезжать бездумно в «тещин дворик», а продемонстрировать экзаменаторам свое «ощущение опасности» — как он соблюдает дистанцию, входит в поворот и т.п.


Есть и другие новации, которые незазорно перенять. Однако очевидно: чтобы выйти, как и во всем мире, на две фазы обучения, нам придется ломать уже сложившуюся систему, что хлопотно и затратно, а поэтому неудобно. Захотят ли специалисты на это пойти? Скоро увидим.


В зоне особого внимания


— Сын сейчас в школьном лагере. На днях сказал — повезут на экскурсию в Хатынь. Вышел его проводить, и что–то мне не очень понравилась организация процесса, — сообщил наш читатель Александр Свиридов. — Автобус маленький, всем мест не хватило, сопровождающей даже пришлось стоять. Подскажите, а детские перевозки сейчас вообще кто–нибудь контролирует?


Вопрос мы переадресовали в УГАИ МВД. Ответ получили следующий:


— Летом, когда ребята ездят на экскурсии, к местам отдыха, Госавтоинспекция усилила контроль за организованной перевозкой групп детей автобусами. По закону есть ряд строгих требований, о которых, к сожалению, во многих школах забывают. Начнем с того, что все, кто едет в автобусе, должны в обязательном порядке сидеть. Стоя ехать нельзя ни детям, ни взрослым.


Директор или иной руководитель (школы, спортивной секции и т.п.) перед началом поездки должен провести инструктаж с теми, кто будет сопровождать детей. На каждый автобус должен быть выделен один сопровождающий, а если поедет более 20 ребят, то два.


Кроме того, перевозчик или заказчик обязаны не менее чем за 3 дня направить официальное уведомление в отдел ГАИ по месту отправления, в котором должны быть указаны дата поездки, маршрут, марка и регистрационный знак автобуса, фамилии водителей. После этого сотрудники ГАИ проведут с водителями инструктаж. Если в колонне больше 3 автобусов, выделят служебный автомобиль для сопровождения.


Существуют серьезные требования и к автобусам, и к самим водителям. Поэтому не беспокойтесь — дети на дороге сейчас, будто под микроскопом. И еще. Не забывайте о безопасности при поездках на личных авто! Маленьких пассажиров стоит перевозить в детских автокреслах.


Советы «СБ»


Мы попросили старшего инспектора по особым поручениям УГАИ МВД Анну Банадык дать несколько базовых рекомендаций начинающим водителям.


1. Рекомендация первая и главная: учитесь быть осторожными. Но не трусливыми — трус за рулем почти такой же преступник, как и пьяница. Для уверенности посадите рядом опытного приятеля. Начните практику с тихих улочек и переулков. Попросите знакомого, чтобы хорошенько обкатал с вами несколько основных маршрутов — например, из дому на работу.


2. Кто бы на ваших глазах ни нарушал правила, будьте благоразумнее. Научитесь реагировать на это спокойно. Такую реакцию выработать несложно, если, например, говорить себе: «У этого человека что–то случилось, и он торопится. А у меня — все в порядке».


3. Когда в первый раз выезжаете со знакомыми и родственниками, предупредите их о том, чтобы все свои советы и замечания отложили до окончания поездки. Ездить вас научил инструктор, который в своем деле знает толк.


4. Не перестраивайтесь без надобности! Заняв полосу, двигайтесь прямо, соблюдая интервалы и дистанцию. Ездить, избегая левых поворотов, как делают многие новички, не следует — научиться поворачивать вам все–таки придется.


5. Чтобы уменьшить количество опасных ситуаций, новичку следует использовать проверенный способ — делать все заранее. Заранее начинать торможение, заранее включать сигнал поворота, заранее перестраиваться. Тем самым вы сбережете время и пространство, в котором пока еще не очень хорошо ориентируетесь.


6. Надо сразу учиться ездить с той скоростью, при которой вы успеваете соображать — то есть предвидеть ситуацию на дороге. Будьте внимательны и осторожны!

Автор публикации: Игорь СТРОЕВ

Фото: Александр РУЖЕЧКА

←Без барьеров

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика