В поисках утраченного

Источник материала:  

В поисках утраченного

О памятниках архитектуры

Когда езжу по городам и весям, обязательно выбираю время, чтобы посмотреть дошедшие до наших дней местные памятники истории и архитектуры. И не просто полюбопытствовать, хотя и этот момент, конечно, присутствует. Хочется снова прикоснуться к историческому наследию своей страны и снова убедиться: нам есть чем гордиться — предки создавали настоящие шедевры...


Одним из первых среди равных — находящихся на территории бывшей Могилевской губернии — назвал бы дворец в деревне Жиличи Кировского района. Специалисты называют его архитектурной жемчужиной, белорусским Версалем. И говорят, что по своей красоте и значимости этот памятник архитектуры XIX века не уступает резиденции Радзивиллов в Несвиже. Сейчас дворец в Жиличах реставрируется. Верю, пройдет не так уж много времени и он украсит туристическое ожерелье Беларуси.


Начиналось же все еще в начале позапрошлого века. Владелец имения Игнатий Булгак решил возвести себе резиденцию, которая затмила бы все существующие на тот момент усадьбы Беларуси. Отчасти это ему удалось. Хоть и затянулась стройка почти на 80 лет. По своей композиции дворец не похож ни на какой другой. Например, в центре полуоткрытого двора, образованного двумя выступающими по бокам крыльями, вместо главного входа была построена четырехэтажная башня–бельведер с куполом, где размещались парадная лестница и крытая смотровая площадка на верхнем ярусе. Под самой крышей отсчитывали время большие часы–куранты. Когда хозяин находился во дворце, над куполом бельведера поднимался флаг с родовым гербом Булгаков. Дворец построили таким образом, что он объединял роскошную оранжерею (увы, сегодня утраченную), жилой комплекс и встроенный костел.


Когда–то хозяин имения мог похвастать шикарной картинной галереей, где имелись даже полотна кисти Тициана и Риберы, прекрасная коллекция античных скульптур, привезенная им из путешествий по Италии и Греции, а также каминных часов, собрание знаменитых слуцких поясов. Но сегодня всего этого в Беларуси нет. Еще во время Первой мировой ценности вывезли в Орел, где след их и затерялся. Зато осталось само здание. Быть может, самое лучшее, что некогда принадлежало роду Булгаков...


Если дворцу в Жиличах еще предстоит пройти все этапы реставрации, то дворец Потемкина в Кричеве из некогда заброшенного здания превратился в настоящее украшение города. Говорят, после того как в памятник архитектуры вдохнули фактически вторую жизнь, сюда зачастили туристы, желающие увидеть его собственными глазами.


Строил дворец в Кричеве известный русский зодчий Иван Старов, автор проекта Таврического дворца в Петербурге. 19 января 1787 года императрица Екатерина II, следуя в Могилев, переночевала в этом здании, предварительно отобедав. Современники вспоминают, что тогда «на дворе перед дворцом горела великолепная иллюминация до рассвета». Пришлось государыне принимать там и многочисленных военных чиновников, прибывших из Могилева к ней на встречу.


В 1787 году Потемкин продал дворец и кричевские владения Яну Голынскому. В 1849 году его внук Стефан Голынский решил обновить свою резиденцию в неоготическом стиле — в соответствии с архитектурной модой того времени. Перестройку дворца провел архитектор Бернар Симон.


Всего имелось 72 помещения. Три комнаты справа от вестибюля были жилыми. Две комнаты в правом крыле, с окнами, выходящими во внутренний дворик, носили название «епископских». Название это было не случайным: в 1855 году сгорел деревянный костел Кричева и Стефан Голынский отвел во дворце место для богослужений. Центр дворца занимал большой портретный зал. Его стены с гипсовой лепниной украшали 42 портрета представителей рода Голынских и родственных им родов. Кроме того, в здании были портреты российских монархов и сановников.


Голынские имели богатейший архив с поистине редчайшими документами: королевскими манифестами и привилеями с личными подписями монархов из династии Ягеллонов, Ваза, Михаила Корибута Вишневецкого, Яна III Собеского, Веттинов, Станислава Августа Понятовского. Хранились здесь написанные кириллицей письма Лжедмитрия к Марине Мнишек.


Сегодня большую часть помещений занимает районный музей. Но когда заходишь внутрь, не можешь быть уверенным в том, что видишь именно тот антураж, что был столетия назад. Не сохранилось ни одного снимка или рисунка, который мог бы рассказать, каково же внутреннее убранство было в оригинале. Все, включая отделку стен, уничтожили после Великой Отечественной войны, когда дворец князя Потемкина приспособили под школу–интернат. Ныне о былой роскоши дворцовых покоев напоминают лишь небольшие фрагменты печных изразцов.


Вполне вероятно, вскоре у двора появятся постройки: каретные сараи, конюшни — как раньше. Планируется разместить здесь и музей ремесла, в котором каждый посетитель, если у него появится желание, сможет, например, попытаться самостоятельно запрячь лошадь.


Коль зашла речь о дворцах да усадьбах, не могу не упомянуть еще один памятник архитектуры, известный гомельчанам как Охотничий домик. Это особняк Крушевских, перешедший позже в собственность семьи Лисовских. Вроде бы речь идет о небольшой усадьбе дворян средней руки — несравнимой с дворцом Румянцевых и Паскевичей. Но и это здание олицетворяет красоту ушедшего усадебного века. От него буквально исходят дух и аромат старины.


У старинных особняков судьба в общем–то схожа. Все они (ну или почти все) стали музеями. Или настоящими дворцами, не только культуры, но еще и истории. То же можно сказать и о величественных зданиях, некогда возводившихся для различных финансовых учреждений. Залы нынешнего областного художественного музея имени П.Масленикова изначально отнюдь не предназначались для того, чтобы устраивать в них выставки и собирать ценителей прекрасного. В этой постройке в стиле модерн по проекту архитектора Камбурова размещались Дворянский и Крестьянский поземельный банки. В начале XX века здание стало самым оснащенным в Могилеве — с собственным водяным отоплением, электрическим освещением, телефоном. После 1918 года в бывшем банке разместился финансовый отдел губисполкома, а в 1919 году сюда переехало Могилевское отделение Белорусского государственного музея. С 1932 по 1941 год. в здании располагались сначала окружной, а потом областной комитеты партии и архив. Незадолго до начала Великой Отечественной в комнату–сейф, оставшуюся от банка, поместили коллекцию исторических ценностей из фондов Могилевского государственного музея. Но самой большой драгоценностью была гордость собрания, национальная святыня — Крест преподобной Евфросинии Полоцкой. Именно отсюда он и пропал во время обороны Могилева... Хочется верить — не навсегда.


Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.

Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО

←Наперегонки с темнотой

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика