Могут ли граждане Беларуси влиять на планы чиновников по застройке города?
21.07.2011 10:36
—
Новости Общества
Могут ли граждане Беларуси влиять на планы чиновников по застройке города?
Подозревая, что возле средней школы № 30 г. Минска таинственный застройщик собрался строить казино и уже начал строительные работы, жители микрорайона "Чкаловский" стали собирать подписи против строительства и даже обратились в прокуратуру Минска. Однако как застройщик, так и администрация Октябрьского района подозрения жильцов опровергают и в один голос утверждают: никакого казино возле школы не будет, а на месте нынешнего пустыря возведут 6-этажное торгово-административное здание с пиццерией и торговыми объектами. Однако у жильцов - свои интересы: они против и собираются добиться отмены решения Мингорисполкома, который и выдал разрешение на проектирование и строительство объекта. Есть ли у них шансы достичь своей цели. и могут ли вообще жители влиять на планы чиновников по застройке города?
Само строительство, как оказалось, было запланировано еще в 2003-м году в соответствии с указом президента № 165 "Об утверждении генерального плана г. Минска с прилегающими территориями и некоторых вопросах его реализации", а планируемый объект, согласно генплану, имеет статус общественно значимого.
Как рассказала TUT.BY Елена, жительница дома № 9 по ул. Жуковского, возле которого уже действительно развернулись строительные работы, их улица уже давно перегружена жилым комплексом. "У нас всё настолько плотно, что элементарно нет дворов, куда можно вывести ребенка. Дома стоят плотно друг к другу, узенькие дорожки заполнены автомобилями, других стоянок нет. При этом жителям совершенно нет места для выгула собак, - говорит она. – Из-за плотной застройки затруднено также движение общественного транспорта – особенно в зимний период. Государственное решение должно было приниматься о незамедлительном расширении улицы, о строительстве стоянок для транспорта жильцов, а не о застройке в нарушение всех норм. Что нам действительно надо, так это поликлиника, поскольку сейчас мы вынуждены обслуживаться на ул. Казинца. А вот добиваться отмены решения строительства торговых объектов мы будем всеми силами. Будем забор рушить!"
Как рассказали TUT.BY в отделе архитектуры и градостроительства администрации Октябрьского района г. Минска, "в свое время Минархитектуры заказывало разработку подробной Схемы застройки районов Минска УП "Минскградо" для того, чтобы определить необходимость недостающих объектов общественного назначения, торговли, общепита, которые необходимы для обслуживания микрорайона, поэтому никакого казино и игровых залов! Но люди просто не хотят слушать. Здание будет хоть и высотное, но компактное. Кроме того, на прилегающей территории будет построена большая парковка на 97 мест, обустроены дорожки, посажены цветы. Сейчас это просто неухоженный пустырь. Есть решение Мингорисполкома, согласно которому данному застройщику было разрешено проектирование и строительство объекта. Проектная документация разработана и согласована со всеми заинтересованными инстанциями. Проект также прошел Госстройэкспертизу, согласован с Комитетом архитектуры и градостроительства Мингорисполкома, противопожарные разрывы соблюдены".
Почему всё-таки не поинтересовались мнением жильцов?
В настоящее время собрано уже около 300 подписей жильцов дома по ул. Жуковского, 9 против планируемого к строительству объекта. Начинают подключаться и жители других рядом стоящих домов – 15, 17 и 19-го. "Почему нас никто не спросил? – возмущаются жители. – Почему только неделю назад провели экстренное собрание и поставили перед фактом?"
В то же время в соответствии со ст. 4 Закона Республики Беларусь "Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности" граждане Республики Беларусь имеют право участвовать в градостроительном планировании развития территорий, в том числе населенных пунктов. Физические лица, сказано там, имеют право на благоприятную среду обитания при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, на достоверную, полную и своевременную информацию о состоянии среды обитания и ее предполагаемых изменениях и т.д.
Так, реализация данного права физических лиц на благоприятную среду обитания предусматривает их участие в градостроительном планировании развития территорий и, что немаловажно, проведении общественного контроля в области архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Государственные органы, юридические лица, должностные лица, в свою очередь, обязаны предоставить физическому лицу возможность ознакомиться с информацией по вопросам, затрагивающим его права и законные интересы при осуществлении архитектурной, градостроительной и строительной деятельности.
В соответствии с законом организаторами общественного обсуждения выступают администрации районов города Минска по градостроительным проектам детального планирования реконструкции существующей жилой застройки. Кроме того, организатором могут выступать комитеты, управления Мингорисполкома, организации коммунальной собственности г. Минска.
Как рассказали в администрации Октябрьского района, инструкция № 718 "О порядке организации и проведения общественного обсуждения градостроительных проектов, вопросов благоустройства, жилищного и иного строительства в г. Минске" была принята Мингорисполкомом 20 апреля 2006 года, однако фактически право на "участие в общественном обсуждении градостроительных проектов и программ физических лиц, постоянно и преимущественно проживающих на территории Республики Беларусь, а также юридических лиц, находящихся на указанной территории" было предоставлено в редакции этой инструкции лишь в 2008-м.
При этом схема по застройке микрорайонов Минска УП "Минскградо" разрабатывалась в 2002-2007 годах. То есть, объяснили в администрации, если бы речь о строительстве объекта шла сейчас, то общественные обсуждения бы обязательно прошли, но на тот момент инструкции еще не было.
"Но жители напрасно говорят, что им не предоставлялась никакая информация о строительстве. В 2009-м году в "Минском курьере" была опубликована информация о том, что в здании администрации Октябрьского района висит экспозиция по размещению торгового объекта, которая сопровождалась графическим материалом и планом благоустройства. Там же были даны контакты застройщика, который был готов ознакомить любого желающего с проектными материалами. Информация эта висела 15 дней, - рассказали в отделе архитектуры и градостроительства. – Но на встрече с жильцами они заявили, что газет не читают".
"Президент сказал, что надо давать возможность развиваться малому бизнесу"
Такие случаи, когда чиновники, ссылаясь на генплан, планируют строительство тех или иных объектов в различных микрорайонах города, а жители выступают против, повторяются из года в год. Закончатся ли когда-нибудь подобные споры?
По мнению директора ЧТУП "Минтехпромцентр-грин" Бориса Некрасова, застройщика объекта на Жуковского, начать стройку, которая бы устраивала всех – невозможно, ведь любая стройка всегда несет неудобства. Он также подчеркивает, что за данный участок строительства, по его словам, в бюджет города было перечислено уже около 300 тысяч долларов, ежемесячно застройщик платит за аренду участка около 10 миллионов рублей.
В то же время не понимают в администрации Октябрьского района: если по генплану на значимый объект отведен законный участок для строительства, "почему мы должны препятствовать строительству такого объекта? Президент сказал, что надо давать возможность развиваться малому бизнеса. К нам обратилась с инициативой быть застройщиком нормальная фирма. Кроме того, в Беларуси приветствуют инвесторов. Инвестору что, убегать теперь?".
Как должно проходить общественное обсуждение по закону?
В соответствии с законом информация о предстоящем общественном обсуждении должна размещаться в печатных и электронных СМИ, а потом посредством опять-таки СМИ должно последовать опубликование сведений о результатах этого обсуждения. Продолжительность его, кстати, составляет 15 календарных дней с момента первого сообщения в СМИ.
Кроме того, общественное обсуждение градостроительных проектов проводится путем их экспозиции в помещениях, доступных для общественного посещения. Продолжительность экспозиции выставляемых на общественное обсуждение градостроительных проектов должна составлять не менее 10 календарных дней. Продолжительность общественного обсуждения градостроительных проектов составляет 15 календарных дней с момента открытия экспозиции.
При этом одной из главных задач организаторов является создание рабочей группы по проведению общественного обсуждения. В ее состав должны входить организатор, заказчик градостроительного проекта, представитель Минского городского Совета депутатов, заинтересованные комитеты, управления, отделы Мингорисполкома, разработчики выносимого на общественное обсуждение градостроительного проекта, программы и сами участники общественного обсуждения с их согласия. По результатам обсуждения должен быть оформлен протокол.
Недовольные жильцы могут провести независимую экспертизу
Как рассказал TUT.BY юрист Специализированной юридической консультации № 3 Валерий Славашевич, генплан – это закон, вносить в него изменения не так-то просто. Но можно добиться внесения изменения в проектную документацию застройщика, если жители, считая, например, что здание будет сильно нависать над школой, проведут экспертизу, которая выявит нарушения.
"Недавно группа жильцов подала коллективное заявление в суд о том, что дом, который по генплану собираются построить рядом с их домом, будет возведен с нарушениями. Они считали, что планируемый дом будет находиться слишком близко к окнам соседних домов. В итоге застройщика обязали внести изменения в генеральный проект застройки дома, и таким образом был ликвидирован один подъезд дома".
Самое главное, отмечает специалист, "прежде чем куда-то ходатайствовать, на руках должно быть заключение независимого специалиста о том, что есть нарушение. Жильцам надо просто собраться деньгами и оплатить это заключение. Но для того чтобы независимый эксперт дал оценку, у него на руках должен быть план проекта застройки, которую в Мингорисполкоме жильцам могут и не дать, сославшись на то, что это конфиденциальная информация. По сути, такая информация должна предоставляться застройщикам, совладельцам или дольщикам дома. Но если это будет коллективное заявление, то можно чего-то добиться".
Если жильцы хотят обжаловать то или иное решение по строительству, нужно обращаться в контролирующие инстанции: Белстройархитектуры, Министерство ЖКХ, КГК, Белстройэкспертизу и т.д., рассказал адвокат.
Между тем, как заверили TUT.BY в отделе архитектуры и градостроительства администрации Октябрьского района, если независимая экспертиза выявит нарушения, то для строительства может быть выбрана компенсационная площадка. Однако, согласно закону, не обоснованные объективными факторами замечания и предложения участников общественного обсуждения градостроительных проектов по недопущению относительного снижения комфортности проживания в пределах требований технических нормативных правовых актов, не обоснованные объективными факторами, не могут служить основанием для внесения изменений и дополнений в градостроительный проект.