Заклятие смехом
18.07.2011
—
Новости Общества
14 июля в Минске состоялось ритуальное прощание с Гарри Поттером. В СМИ сообщалось, что в первый день показа финальной части саги про мальчика-волшебника сборы столичных кинотеатров составили более $20 тыс. Критики с равным удовлетворением отмечали как массовый экстаз девочек-школьниц при виде Северуса Снейпа, так и подозрительную схожесть афиши фильма с киноэпопеей «Цитадель» Никиты Михалкова: сошедшихся лицом к лицу Сталина и Михалкова сменили Гарри и безносый, грустный, похожий на Горлума, злой волшебник Волан-де-Морт. Чтобы убедиться в эпохальности данного события, корреспондент «БелГазеты» Татьяна Замировская отправилась в кинотеатр «Октябрь» на аншлаговый сеанс «Гарри Поттера и даров смерти».
На экране неразлучная троица Гарри - Рон - Гермиона хоронила эльфа-домового, похожего на Путина. «Его убили в прошлой серии!» - начал объяснять зал. «Давайте так! - раздалось в темноте. - Кто читал книжку - тот молчит!» Считается, что именно на книгах Джоан Роулинг про Поттера в нынешнюю цифровую эпоху выросло целое поколение детей, все еще любящих читать. На фильмах же о Гарри Поттере, в течение десятилетия скрупулезно снимаемых разными режиссерами, очевидно, незаметным образом подрастало какое-то другое поколение, и вот выросло, и сидит в кинотеатре, ожидая, когда наконец-то, например, разденется Эмма Уотсон, играющая Гермиону.
Фильм так резко начинается, что вначале кажется сериалом: зрителю не хватало краткого синопсиса предшествующих серий. Гарри и его друзья сломя голову бросаются разыскивать «крестражи» - части души Волан-де-Морта, - чтобы его уничтожить. Зрители же тихо негодовали, что любимые персонажи так выросли: Гарри (Дэниел Рэдклифф) оказался низкорослым, и его девочка Джинни намного его выше. Когда в одной из сцен после «купания» в море герои достаточно долго и демонстративно переодевались в сухие футболки, зал начал хихикать: «Зачем они переодеваются? Чтобы мы увидели, что у Гарри на груди уже растут волосы?»«А у Рона не растут, и вообще он какой-то толстый стал», - шептались девочки. «А Гермиона разденется?» - волновалось юношество. Но Гермиона только закуталась в одеяло. В дальнейшем костюмы на актерах менялись сами собой, будто по волшебству, поэтому затянутая сцена с переодеваниями и голыми торсами запомнилась как самая несуразная и магнетическая. Столько же восторгов вызвал разве что страстный поцелуй Рона и Гермионы в хранилище Хогвартса, после того как они победили зловредную змею Нагайну. Увы, подобных моментов в фильме было немного: эмоциональную жизнь героев свели к минимуму, в противовес этому наводнив ленту зрелищными батальными сценами в духе «Звездных войн».
Впрочем, зрителям нравились не все «эмоциональные» моменты: если Рону и Гермионе они страстно аплодировали, то в эпизодах, демонстрирующих духовные переживания героев, хихикали, как семиклассники на уроке биологии. Плачущий Северус Снейп вызвал невротичные смешки. Жалобы Волан-де-Морта о том, что бузинная палочка почему-то «плохо ему повинуется», - повальную истерику. Зал просто сползал со стульев. Смеялись даже над Драко Малфоем - скорее всего, судя по вздохам девочек, многим казалось, что между Гарри и его антагонистом Драко все же присутствует какое-то смутное эротическое напряжение. Атмосфера урока биологии в школе накалялась, но это не мешало просмотру фильма. Кривляющаяся Хелена Бонэм-Картер не вызвала никакой особой реакции, кроме дружного«Фууу!», возможно, она немного переигрывала, являя собой чересчур упрощенное зло, а ведь в книге, по идее, практически каждый формально отрицательный персонаж прячет в себе внушительное количество тайн, свидетельствующих, что эта отрицательность условна. Когда выяснилось, что Снейп любил мать Гарри, зал посерьезнел. Не менее уважительно была воспринята и драматичная сцена, где Гарри сдается Волан-де-Морту, решив пожертвовать собой ради друзей. Но далее, когда Гарри попадает в некое мистическое пространство между жизнью и смертью и встречает там Дамблдора (погибшего в предпоследней части саги), атмосфера снова свалилась в безудержное хихиканье. Возможно, виновата Роулинг, которая в 2007г. объявила, что седовласый дедушка-волшебник - гей. Когда Дамблдор присел рядом с Гарри, зал взвыл от хохота; каждая его реплика казалась зрителям двусмысленной, и корреспондент «БелГазеты» всерьез испугалась за психику присутствовавших. Но, к счастью, истерика закончилась - Гарри попрощался со своим умершим наставником и снова оказался в зачарованном лесу, земную жизнь пройдя фактически до половины.
Вторую половину этой жизни, по большому счету, показали мельком, в эпилоге, озаглавленном«19 лет спустя». «Почему именно 19?» - спросил кто-то. «Ну вот, ради этого момента мы сюда и пришли!» - выдохнул зал. Узнав, кто на ком женился и у кого родилось сколько детей, зрители успокоились: видимо, белорусы не верят в волшебство и смотрели фильм как некую «Санта-Барбару», чтобы узнать, кто с кем в итоге останется, поцелуется и поженится.
Узнав заветную информацию, еще до титров зал дружно разразился аплодисментами. «Не хлопайте! - вдруг закричали с задних рядов. - Вы что! У нас же нельзя хлопать!» Аплодисменты прекратились, сказка закончилась, началась взрослая жизнь. Возможно, эпопея о «Гарри Потере» - по сути сага о взрослении, а не о волшебстве - именно поэтому дети хихикают, обнаружив в своем детском, трогательном и волшебном мире первые проявления правил и законов скучной и пафосной взрослой жизни.