Белорусы боятся преступности больше, чем терроризма?
13.07.2011 13:26
—
Новости Общества
Белорусы боятся преступности больше, чем терроризма?
Согласно исследованию, среди "очень" обеспокоенных проблемой преступности преобладают женщины, лица со средним образованием, люди в возрасте 60 лет и старше, пенсионеры и предприниматели. Особенная боязнь преступности выявлена среди жителей областных центров, средних городов (свыше 70 тыс. чел.), а также проживающих в Гомельской области.
В то же время, отмечают в управлении информации общественных связей МВД, согласно официальным данным преступность в первом полугодии 2011 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, наоборот, снизилась по всем регионам - на 7-19%.
Так, если в 2010-м году за этот период было зарегистрировано около 71 тыс. преступлений, то за этот год – около 61 тыс (количество преступлений снизилось на 14%). На 17,6% снизилось количество краж (при этом на 10,6% - совершенных в состоянии алкогольного опьянения), на 16,7% снизилось количество менее тяжких преступлений.
О снижении числа совершенных преступлений говорит и статистика предыдущих лет: в 2010-м году значительно уменьшилось число тяжких и особо тяжких преступлений. В частности, количество убийств снизилось на 14,7%, умышленных тяжких телесных повреждений - более чем на 10%, изнасилований - на 35%, грабежей - на 17,3%, разбойных нападений - более чем на 16%, хулиганств - на 8%.
Как сообщил еще в январе этого года министр внутренних дел Анатолий Кулешов, уровень преступности в Беларуси за 5 лет снизился более чем на 26%. По результатам 1 -го полугодия 2011 года уровень преступности составляет 646 преступлений на 100 тысяч человек.
По мнению Сергея Попова, ассистента кафедры психиатрии и наркологии Белорусской медицинской академии последипломного образования, врача-психотерапевта, психиатра, причина того, что белорусы боятся преступности больше всего, заключается в том, что на протяжении многих лет уровень преступности в Беларуси оставался на достаточно низком уровне.
"Вполне естественно, что это приводит к тому, что люди расслабляются и живут, не ожидая угрозы. Например, не держат дома никаких средств для самообороны. В начале 90-х годов, когда уровень преступности был высоким в связи с глобальными переменами общественной жизни, носить с собой газовый баллончик или электрошокер было вполне нормальным явлением, - говорит он. - Сейчас же это большая редкость. Но при этой расслабленности, каждый из нас, так или иначе, подвергается своеобразному психологическому внушению со стороны масс-медиа. Это огромный поток фильмов про агрессию или преступный мир, социальная реклама, убеждающая быть бдительными, огромное количество новостей, в которых чуть ли не каждое преступление подробно описывается и смакуется и т.д."
В результате этого, по мнению специалиста, формируется противоречивая внутренняя картина восприятия преступности: вроде бы опасности нет, поэтому человек не готов давать отпор, но, в то же время, вроде опасность есть. Это формирует внутренний страх.
"Больше всего боятся преступности пожилые люди, потому что они не могут дать отпор и часто оказываются просто бессильными перед лицом преступника, а женщины всегда физически слабее", - говорит он.
Больше всего алкоголизации боятся женщины, пенсионеры и сельчане
Согласно опросу, алкоголизации, как и преступности, больше всего боятся тоже женщины. При этом каждый второй респондент здесь – человек в возрасте 30-39 лет или 60 лет и старше. Заметно выделяются пенсионеры и сельчане, а также жители Брестского и Гомельского регионов.
Боязнь алкоголизации больше, чем наркомании, отметила психолог реабилитационной программы "Радуга" медико-психологического отделения Минского городского наркологического диспансера Юлия Громыхова, связана, вероятно, с тем, что "алкоголь – это незапрещенное вещество, в то время, как наркотики законом запрещены". Алкоголизации, по мнению психолога, боятся больше всего женщины именно потому, что пьют их мужья, а самих мужчин по статистике больше, чем женщин, и среди алкоголиков, и среди наркоманов, и с каждым годом их становится всё больше.
По словам психолога, за 10 месяцев 2007-го года за реабилитацией обратились 65 пациентов, из них 36 алкоголиков и 26 наркоманов (52 мужчины и 13 женщин). В 2008 году общее число обратившихся – 107 человек, из них 64 алкоголика и 41 наркоман (94 мужчины и 13 женщин). В 2009-м году из общего количества -132-х человек- 50 человек - алкоголики и 76 – наркоманы (107 мужчин и 25 женщин).
"Женщинам свойственно беспокойство еще и потому, что в обществе существует представление о том, что алкоголь, как и наркотики, женщине не к лицу. К пьяному мужчине у нас лояльней относятся, чем, например, к пьяной женщине, - говорит психолог. – Судя по статистике обращений, зависимые от алкоголя или наркотиков женщины обращаются за помощью в последнюю очередь. Недаром говорят, что одна женщина закрывает собой 4-х мужчин".
Что же касается боязни алкоголизации в зависимости от вида местности, то, напоминает Юлия Громыхова, на селе этого явления боятся больше, ведь там больше с этой проблемой сталкиваются, да и основная валюта на селе – бутылка.
"Наркоманов с каждым годом всё больше, а возраст обращающихся за помощью – всё ниже"
Результаты опроса показывают, что проблемой наркомании активнее обеспокоены граждане 60 лет и старше, пенсионеры, предприниматели, представители торговли и сферы обслуживания. Наркомании боятся жители средних и малых городов Беларуси, а также жители Гомельской, Гродненской и Минской областей.
Данные Национального опроса подтверждает и Юлия Громыхова. Так, за последние полгода наркоманов из Гомельской, Гродненской и Минской областей стало обращаться за реабилитацией действительно больше. Количество обращений алкоголиков из Брестской области, по ее словам, за это период тоже увеличилось.
Боязнь наркомании среди предпринимателей, по мнению специалиста, тесно связано с работой и работниками той или иной фирмы.
"За помощью к нам довольно часто обращаются и менеджеры среднего звена, и управленцы, и таксисты, и это устойчивая тенденция, которую весьма сложно объяснить, ведь зависимость социального статуса не имеет,– говорит психолог. – Боязнь наркоманов среди людей из сферы торговли и обслуживания во многом тоже связана с их работой. Например, воровством из магазинов занимаются в основном наркоманы, алкоголики редко это делают".
Кстати, по данным РНПЦ психического здоровья, количество становящихся на учет наркоманов из года в год больше.
По словам психолога, уже после первой инъекции у человека наступает зависимость, правда, опыт показывает, что даже если человек начинает с употребления конопли или мака, со временем он дотянется и до иглы. "Маковые семечки вообще долго не относились к наркотикам, найти их было несложно. Долгое время довольно популярным наркотиком были сваренные головки мака, хотя, судя по нашим пациентам, мак по – прежнему в ходу. Вероятно, именно поэтому проблемой наркомании так обеспокоены жители малых и средних городов, к тому же на лето молодежь часто уезжает в сельскую местность, - говорит психолог. – Часто наркоманы используют так называемые легальные наркотики (хотя на самом деле они нелегальные) - средства бытовой химии и средства для удобрения цветов, которые под видом моющих средств завезли к нам в республику через Украину или Россию".
В МВД, в свою очередь, напомнили: мак в Беларуси нельзя не только продавать, но и выращивать у себя на огородах. Согласно промежуточным результатам специальных комплексных мероприятий "Мак", которые проводятся МВД Беларуси с 1 июня по 31 августа 2011 года, в июне этого года выявлено 1048 фактов незаконных посевов мака и конопли на площади более, чем 560 тысяч квадратных метров, уничтожено 41,6 тонн наркозелья.
Всё-таки преступность страшнее терроризма?
Среди "очень" обеспокоенных терроризмом выделяются граждане 30-39 лет, лица со средним образованием, а также жители средних и малых городов страны. И всё же боязнь терроризма, по сравнению с другими антисоциальными явлениями, меньше. Это, смеем предположить, связано с тем, что Беларусь в сознании многих людей ассоциируется со спокойным в плане терроризма государством. Мол, где-где, но не в Беларуси такое явление может произойти. Преступность, вероятно, для белорусов нечто более насущное, нежели теракты, ведь про то, что надо остерегаться, например, карманных краж чуть ли не каждые 5 минут говорится в метро или автобусе, а вот про теракты до 11 апреля белорусы слышали лишь отдаленно. Точнее, из рассказов СМИ о том, как в разных странах и в разных формах организовывался массовый террор, жертвами которого становилось множество невинных людей. Хотя теракт 11 апреля на белорусов, конечно, повлиял. Об этом свидетельствует тот факт, что боязнь терроризма признали жители средних и малых городов, ведь, несмотря на то, что произошел теракт в Минске, страх, судя по результатам опроса, докатился и до регионов.
Почему в обществе происходят антисоциальные явления?
В то же время, объясняет Сергей Попов, существует три группы причин для антисоциальных явлений: внутриличностные, внешние, связанные с ближайшим окружением (семейные) и внешние, связанные с социумом.
Внутриличностные причины, по словам специалиста, – это разного рода психические расстройства, расстройства личности, озлобленность, чувство нереализованности, чувство уязвленности, и, что немаловажно, - низкий уровень образования.
"Семейные причины – это насилие в семье, чрезмерный родительский контроль или отвержение, отсутствие семьи и одиночество, злоупотребление алкоголем (или наркотиками) родителей, плохие условия проживания, нищета или бедность, невозможность построить близкие отношения, создать семью и тд. , - объясняет С.Попов. – Внешние причины, связанные с социумом, – невозможность найти работу, безработица, проблемы с жильем, невозможность по каким-либо причинам интегрироваться в тех или иных культурных и социальных условиях (как, например, эмигранты), нестабильные социально-экономические условия (как, например, было во времена развала СССР).
А чего больше всего боитесь вы?