Совковый метод

Источник материала:  

Совковый метод

Совковый методЧерничная лихорадка набирает обороты. На Брестчине люди уходят в отпуска, чтобы заготавливать лесную ягоду. Цены, стартовавшие с 7 тысяч рублей за килограмм, поднялись уже до 15 тысяч. Для заготовителей, готовых платить такие деньги, черника — живая валюта. Эта ягода идет за границу. Разрешения заниматься ее закупкой в Брестской области получили десятки (в Ивацевичском районе рекорд — 49) субъектов хозяйствования: райпо, частники, фирмы. Однако природоохранные организации бьют тревогу. Стремление собрать урожай подчистую с помощью запрещенных совков наносит непоправимый вред лесу. Имеющиеся в стране дикие ягодники не могут обеспечить нам даже научно обоснованную норму потребления ягод. Отсюда вывод: их нужно беречь. И увеличивать производство культурных сортов. Пока не получается. Такой вывод специалисты Комитета госконтроля Брестской области сделали после проверки ОАО «Белорусские журавины».


Бизнес–план для урожая


«Белорусские журавины» — уникальное предприятие, созданное на Полесье еще в бытность СССР. Помимо заготовки лесных даров, в том числе черники, там выращивают культурные сорта ягод. Урожай частично перерабатывают и замораживают. Например, из 110 гектаров земель, занятых окультуренной клюквой, 84 — под Селищем в Пинском районе. Казалось бы, процветать «Белорусским журавинам», раз они — первые. Но нет.


— В минувшем году общество не выполнило планы по объемам производства продукции и привлечению инвестиций. Одна из причин — низкое качество бизнес–планов, инвестиционных проектов, неосвоение бюджетных средств, — обобщает начальник управления КГК Брестской области Николай Расич.


Совковый методДиректор общества Василий Лягуский возражает. Он объясняет неудачи не отсутствием бизнес–планов или некачественным менеджментом, а... градом и перепадом температур весной. Добавляет, что все «сельское хозяйство по итогам 2010 года недополучило продукции на 2 триллиона рублей». В общем, принцип для оправдания знакомый: не одни мы такие...


«Белорусские журавины» за долгие годы работы так и не научились выращивать свои ягодники — покупают у фермеров. Проверка показала, что деньги, выделяемые государством в виде кредитов, тратятся не на расширение посевных площадей, а на закупку даров леса, собранных населением. К примеру, на заготовку ягод и грибов в прошлом году общество использовало 459 миллионов кредитных рублей. Из них почти 227 миллионов рублей — на закупку 20 тонн замороженной черники у фермерского хозяйства.


— «Белагропромбанк» считает, что кредит использован по целевому назначению, — не соглашается с контролерами Василий Лягуский. И сообщает положительную для предприятия статистику: чистая прибыль составила 120 миллионов рублей.


Тогда это было эквивалентно 40 тысячам долларов. Мизер для такого предприятия. Но откуда быть большим доходам, если общество умудрялось закупить свою же, замороженную в собственных холодильниках ягоду... у фермера? Сначала продали, потом выкупили и экспортировали, получив убыток. Зимой и весной минувшего года «Белорусские журавины» реализовали за границу по ценам ниже себестоимости почти 90 тонн клюквы. И это — в сезон самых выгодных цен для продавца. Еще один интересный факт. В Лельчицком лесхозе общество купило 4,2 тонны клюквы по цене 8 тысяч рублей за килограмм. А себестоимость килограмма собственных ягод превысила 9 тысяч рублей. Выходит, выгоднее закупать лесной урожай, чем выращивать самим. Интересный бизнес...


В лесу проблем


Программа развития Припятского Полесья на 2010 — 2014 годы предусматривает расширение посадок клюквы и голубики. Для этого «Белорусским журавинам» в минувшем году выделен земельный участок в 296 гектаров. В нынешнем направлена часть обещанных из бюджета денег.


— Новые земли вместе с 57 гектарами, которые переданы обществу еще в 1997 году, не используются по назначению. Часть из них пустует, другая занята предыдущим пользователем — хозяйством «Парахонское». Денег, которые выделяются для реализации нового проекта, не хватит, чтобы освоить новые земли. Собственных средств у общества тоже нет. Потому эффективнее восстановить и использовать имеющиеся площади, чем осваивать новые, — считает Николай Расич.


Еще один важный момент. Раз расширяются посевы, значит, пора научиться сбывать ягоду. Продукт ведь скоропортящийся. В минувшем году «Белорусские журавины» продали переработчикам всего 124 тонны клюквы и голубики. Причем голубику принял лишь Малоритский овощесушильный завод — одну тонну. Быховский консервно–овощесушильный завод, Витебский плодоовощной комбинат, дрогичинский «Экзон» и еще несколько частников — вот и все покупатели. Обидно, но факт: объемы переработки ягод у нас незначительны, и рынок ягодного полуфабриката почти отсутствует. А вот иностранцы охотно покупают дары наших лесов. Фирма из Латвии, например, свои джемы, наполнители для мороженого и другую продукцию из белорусских ягод реализует... в нашей стране. Известный «Савушкин продукт» в минувшем году купил у них 3,5 тонны наполнителя для творожного десерта, потратив 8 тысяч долларов. Эдакий круговорот «ягодной» валюты по–белорусски получается: одни зарабатывают на продаже, другие тратят на закупки.


Строительство мини–цеха по сортировке и переработке ягод на базе «Белорусских журавин» есть в планах. Что ж, давно пора научиться делать из черники, голубики, клюквы качественные готовые продукты. Желательно — эксклюзивные, которых нет или мало на рынке. Клюквенный квас, например. Рецепты его — почти в каждой кулинарной книге, но промышленным производством никто не занимается. Да что там квас — клюквенный морс у нас не купишь. И почему бы не создать продукт–«визитку»? Как, скажем, клюквенная водка «Финляндия».


Но пока уникальное предприятие продает результаты нелегкого труда задешево, как продукт абстрактный и анонимный. Обидно.


И еще один парадокс, которым меня удивили в КГК. Ягоду в Беларуси выращивают четверть века, а до сих пор, оказывается, не разработаны технологии защиты голубики и клюквы от болезней и вредителей. Отраслевой технологический регламент на выращивание голубики появился лишь два года назад («Белорусские журавины» получили его только во время проверки КГК). А документа, который бы научно определял все процессы по выращиванию клюквы, в стране нет вообще...

 

«Есть вопрос»

Автор публикации: Валентина КОЗЛОВИЧ

←Игра в крестики

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика