Прошу связь со Ставкой
В смертельном противостоянии с врагом закалялся характер 17-летнего стрелка-связиста Андрея Квито. Однако, преодолев все военные невзгоды, парень сумел не только выжить, но и стать Человеком.
Предутреннюю тишину взорвали десятки, сотни артиллерийских выстрелов. Артподготовка, как и положено, началась неожиданно...
Это наши войска перешли в контрнаступление у села Калюжино Харьковской области. Один из первых снарядов угодил в угол дома, в котором жила семья Квито. Отец, мать и четверо детей в испуге выбежали во двор, здесь-то их и накрыло взрывом очередного снаряда. Отец и мать погибли на месте, сестру и брата ранило… Лишь Андрей с еще одной сестричкой уцелели.
…В сентябре 1941 года село заняли фашисты. Весело въехали на велосипедах, мотоциклах и бронемашинах.
На зиму фронт остановился на речке Арельке в 6 км от Калюжино. Весной 1942-го наши войска решили контратаковать врага с тем, чтобы вернуть захваченный Харьков. Пять суток длилась войсковая операция.
— В феврале 1943 года, — вспоминает Андрей Савельевич, — село на неделю снова освободили наши, затем отступили. Фрицев прогнали окончательно только в 1944 году.
Андрея призвали в армию. Из-за небольшого роста попал во взвод автоматчиков — винтовка была выше его. Вскоре часть, в которой служил новобранец А. Квито, фашисты серьезно потрепали, уцелевших бойцов отправили на переформирование. Там же формировался 313-й отдельный полк правительственной связи. Молодого и ловкого солдата зачислили в связисты.
За полтора-два месяца автоматчика переобучили в связиста. Андрей Квито, изучив телеграфный аппарат, коммутатор и другие, нехитрые по сегодняшним меркам, приспособления, попал в Молдавию. Оттуда подразделение перебросили в 5-ю ударную армию, которая освобождала Польшу.
К концу войны 11-я отдельная бригада связи обслуживала уже 1-й Белорусский фронт. С сентября 1944 года до 14 января стояли под Варшавой, готовились к наступлению. Поддерживали связь между командным пунктом армии и передовыми частями фронта.
К началу февраля, после массированного наступления, советские войска дошли до реки Одер.
На этой реке фронт стоял до 16 апреля. Советские войска готовились к решающей схватке — битве за Берлин.
— Когда заговорили «катюши», земля вздыбилась. За дымом, пылью не видно было света, — рассказывает ветеран. — При этом за первый день наступления наши войска прошли всего около 5 км. Запомнились всем Зееловские высоты, где каждая пядь земли полита кровью.
— Стрелял и я, налаживал связь. Бил врага, как все наши солдаты, — вспоминает Андрей Квито. — Хотя особым героем себя не считаю, горжусь тем, что штыком карабина выцарапал на стене Рейхстага и свою фамилию.
Видел вблизи Квито прославленных маршалов Жукова и Рокоссовского.
Обеспечивал Андрей Квито правительственную связь и на Потсдамской конференции с участием Сталина. До марта 1946 года проходил службу в Берлине в группе оккупационных войск.
После Берлина 55-я отдельная Катовицкая рота правительственной связи была возвращена в Советский Союз. В роте было около 10 трофейных машин, много всякого полезного оборудования. Передислоцировали подразделение в Сочи. Там солдат одели в новенькую военную форму, выдали американские комбинезоны и… снова велели копать траншею, прокладывать кабель для связи высших должностных лиц государства.
Устанавливали связь бойцы и в Ростове-на-Дону, потом снова был Сочи. Прокладывали подземный кабель от Москвы до Тбилиси. Солдаты вгрызались в твердую землю на глубину 80 см, а в переходах через дорогу — 120 см, обкладывали кабель кирпичом.
Андрей Квито к тому времени уже служил сержантом — начальником контрольно-телеграфного поста. Потом была служба в Гаграх, обслуживал 15 шлейфов, среди которых были дачи Молотова и Берии, руководства Грузии. Сюда на отдых однажды приезжал и сам Сталин.
Срочная служба длилась до 1950 года. Когда дело шло к демобилизации, командование предложило остаться сверхсрочником. Остался. Пошел учиться в школу рабочей молодежи. Ведь за плечами было только 7 классов образования. Потом учился в Саратовском военном училище, после окончания которого направили служить в Польшу в 9-й Щецинский полк связи. Три года служил в городе Познань. Оттуда снова отозвали в Союз, попал во Владимир. Назначили командиром учебного сбора сержантов. А оттуда полк перебросили в Несвиж. Здесь в 1957 году судьба прочно связала украинского холостяка с Беларусью, определив ему в жены самую красивую, на его взгляд, из всех женщин на свете. Вместе вырастили и воспитали двоих детей.
Командиром войсковой части в Несвиже и закончил в 1976 году свой военный путь гвардии подполковник старший инженер полка правительственной связи Андрей Савельевич Квито. Через год получил квартиру в Минске. А недавно он отметил свой 85-й день рождения.
Ветеран за все благодарит судьбу и Родину, воспитавшую в нем чувство ответственности, преданности и долга. Помнят о нем, как и о тысячах других ветеранов, и действующие сотрудники Комитета госбезопасности. Те, кто пришел на смену, кто и сегодня по долгу службы охраняет государственные секреты и тайны. Недавно в Бресте состоялась встреча ветеранов службы безопасности Украины, представленной гостями из Харьковской области, с ветеранами управления КГБ Беларуси Брестчины. Так старые друзья и добрые товарищи отметили 66-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне в крепости-герое Бресте.
На снимке: гвардии подполковник Андрей КВИТО.
Фото: семейный архив