Большой город: забота в деталях

Источник материала:  
Большой город: забота в деталях

Жители любого крупного города в придачу к большим возможностям получают и немалые проблемы в сфере экологии, обеспечения автомобильными парковками и жилищно-коммунальными услугами достойного качества. Как с таким огромным хозяйством справляются власти белорусской столицы, каким образом собираются улучшать жизнь минчан? Об этом в интервью “НГ” рассказал первый заместитель председателя Минского горисполкома Игорь ВАСИЛЬЕВ.

— Игорь Юрьевич, с одной стороны, крупные промышленные предприятия Минска играют важную роль в экономическом развитии столицы. С другой — они порой плохо вписываются в облик большого города, негативно влияют на экологическую ситуацию. Как в дальнейшем планируется решать эту дилемму?

— Действительно, вклад промышленных предприятий в экономику столицы значителен. Удельный вес промышленности в валовом региональном продукте города за пять месяцев текущего года составил около 29 процентов. Территория производственных зон в городе составляет около 6 тысяч гектаров. Их доля в общем пространстве Минска превышает аналогичный показатель других столиц мира в 2—3 раза.Поэтому для улучшения экологической ситуации в нашем городе проводится большая работа по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению производственных предприятий. В 2011—2015 годах это коснется 22 производственных объектов столицы. Например, ОАО “Минский завод отопительного оборудования” планирует значительно сократить выбросы вредных веществ в атмосферу.РУП “Минск Кристалл” разработало концепцию переноса части производственных мощностей за пределы Минска, в результате чего количество грузового автотранспорта для вывоза готовой продукции снизится с 200—300 единиц в сутки до 18—20, что также улучшит экологическую ситуацию в городе.В целом определены 19 производственных объектов, которые не соответствуют регламентам генерального плана Минска и подлежат поэтапному выносу из столицы до 2020 года. В таком списке есть, например, Минская типография, станкостроительный завод имени С.М.Кирова, ОАО “Минская птицефабрика им. Н.К.Крупской”, ОАО “Сукно”, ОАО “Дрожжевой комбинат”.

— Насколько исправно минчане оплачивают жилищно-коммунальные услуги?

— На начало июня текущего года  количество лицевых счетов с просроченной задолженностью населения по оплате за жилищно-коммунальные услуги составляло около 28,7 тысячи, или менее 5 процентов от общего количества. Сумма долгов была на уровне 5,6 миллиарда рублей.Для снижения просроченной задолженности  специалисты организаций, предоставляющих жилищно-коммунальные услуги, высылают предупреждения, вместе с работниками милиции посещают неплательщиков, возбуждают приказное производство, приостанавливают оказание услуг ЖКХ. Кроме того, были вынуждены пойти и на крайние меры — подали 102 иска на выселение или переселение. В течение года такая мера воздействия уже была применена в отношении восьми должников.

— В новых микрорайонах предусмотрено много мест для парковок легковых автомобилей, строятся автостоянки. А как планируется решать эту проблему в микрорайонах, построенных в прежние годы и не предназначенных для значительного количества автомобилей?

— Увеличение парковочных мест в старых дворах Минска производится по двум направлениям: при капитальном ремонте дворовых территорий и капитальном ремонте улично-дорожной сети.Для упорядочения размещения транспортных средств жителей, обеспечения беспрепятственного проезда машин “скорой помощи”, МЧС, других служб экстренной помощи с 2003 года на постоянной основе жилищно-эксплуатационные организации столицы благоустраивают дворовые территории, расширяют дворовые проезды до 5,5 метра  и создают площадки для временной парковки автомобилей. Только в нынешнем году планируется обустроить на придомовых территориях более 6 тысяч парковочных мест, в том числе 300 — с привлечением средств жителей.Кроме того, хочу отметить, что за период 2008—2011 годов в Минске построили 38 охраняемых автостоянок коммунальной формы собственности, рассчитанных  почти на 6,4 тысячи мест. В столице началось проектирование четырех перехватывающих паркингов, которые будут возведены частными компаниями в Первомайском, Фрунзенском и Московском районах вдоль Минской кольцевой. Еще три перехватывающих паркинга за средства бюджета построят коммунальные организации столицы.

— Во сколько обходится содержание дорожного хозяйства столицы?

— Только за минувший год на содержание и текущий ремонт объектов благоустройства города потрачено около 160 миллиардов рублей. Исследования показали, что для обеспечения надежности и долговечности дорожных покрытий городских улиц существующие технические требования к материалам покрытий необходимо повысить по сравнению с загородными дорогами в 1,5—2,5 раза. Повышать долговечность дорожных материалов предполагается за счет модификации структуры самого битума либо асфальтобетонных смесей. В результате проводимых комплексных работ увеличатся межремонтные сроки эксплуатации дорожных покрытий улиц Минска и как следствие уменьшатся затраты на их текущий ремонт.В последние годы в качестве верхнего слоя дорожных покрытий в Беларуси чаще всего используются щебеночно-мастичные асфальтобетоны. Первый опыт применения указанных смесей появился в 2006 году в Минске при капремонте улицы Янки Купалы. Несмотря на очень интенсивное движение транспорта, после трех лет эксплуатации на дороге нет деформаций.Есть еще одно направление снижения расходов. На 2011 год запланировано оборудование подвижного состава управления “Центр” ГПО “Горремавтодор Мингорисполкома” системой навигационного позиционирования, что позволит усилить контроль, повысить качество содержания улично-дорожной сети и снизить затраты на топливо.

— Каждое лето в столице временно отключают горячую воду. Чем это в первую очередь обусловлено? Реально ли уменьшить срок отключения до трех-пяти дней?

— Отключение вызвано технологической необходимостью. В межотопительный период надо произвести гидравлические испытания тепловых сетей для выявления участков трубопроводов, которые подлежат замене, а также проведения профилактических ремонтов оборудования теплоисточников, тепловых сетей. Поскольку гидравлические испытания проводятся путем повышения давления, внутридомовые системы теплоснабжения должны быть отключены.В настоящее время срок отключения систем горячего водоснабжения в столице составляет 10—13 дней. Уменьшение периода отключения горячего водоснабжения до трех—пяти дней не представляется возможным по техническим причинам.

— В большом городе, например в Москве, энергосети порой не выдерживают нагрузки, возникают пожары, происходит веерное отключение энергопотребителей. Какие меры предпринимаются в Минске для  того, чтобы избежать таких проблем?

— Как правило, веерные отключения электроэнергии обусловлены превышением энергопотребления над выработкой электроэнергии. К счастью, в Минске пока не приходилось сталкиваться с такими серьезными проблемами. Это обусловлено как отсутствием большого числа крупных энергоемких потребителей, так и проводимой РУП “Минскэнерго” работой по модернизации генерирующих источников и понижающих подстанций.В столице, в частности, проведена реконструкция ТЭЦ-2 и ТЭЦ-3, завершается проект на ТЭЦ-5. Кроме того, за последние шесть лет были реконструированы многие объекты: системообразующая подстанция 330 кВ “Колядичи”, подстанции 110 кВ “Лыньковская” и “Масюковщина”, построены подстанции “Лошица” и “Немига”. В текущем году планируется завершение реконструкции “Петровщины”.

— Вечерняя подсветка Минска, безусловно, подчеркивает столичный статус города. Во сколько обходится эта красота?

— Свет — универсальный инструмент, с помощью которого можно полностью изменить облик города, придать ему неповторимое очарование. Минск отличается от других городов Европы тем, что архитектурное освещение выполнено комплексно. Яркий облик создают около 27 тысяч прожекторов.На архитектурное освещение расходуется около 6 процентов от потребления предприятием “Мингорсвет”, или примерно 0,025 процента от общегородского потребления электроэнергии. Несмотря на сравнительно небольшие объемы расхода энергии, такая красота, конечно, требует финансовых затрат. Один час работы прожекторов сейчас обходится в 1,9 миллиона рублей. Поэтому изучаются резервы экономии. Одно из направлений — расширение использования при архитектурном освещении светодиодных прожекторов (из 27 тысяч прожекторов таких пока только 1,5 тысячи). Снижение потребления электроэнергии также возможно при уменьшении времени архитектурного освещения: отключение в зимний период в 22  часа (ранее было в 23 часа), а также включение не всей цепочки, а с промежутками.

— В минувшие годы для экономии проводилась массовая кампания по установке приборов учета потребления воды. Какие результаты она принесла? Что в дальнейшем планируется делать, чтобы обеспечить растущий город питьевой водой и повысить ее качество?

— На начало нынешнего года из 609,3 тысячи квартир, обеспеченных водой от источника централизованного водоснабжения, счетчиками были оснащены 98,3 процента. Не задействованными остались, как правило, квартиры, в которых такие мероприятия экономически нецелесообразны либо технически невозможны.Массовая кампания по установке приборов учета расхода воды проходила в 2003—2009 годах, что позволило снизить годовую подачу воды в сеть Минска с более чем 260 миллионов кубических метров до примерно 190 миллионов, или почти на 28 процентов.В настоящее время основные усилия в сфере водоснабжения направляются на повышение качества воды. Вся питьевая вода города соответствует действующим нормативным требованиям, однако пока примерно 30 процентов ее поступает не из подземных, а из поверхностных источников. Поэтому жители Фрунзенского, Московского и частично Октябрьского районов порой недовольны тем, что вода пахнет хлором, который используется для подготовки воды.Эту проблему в значительной степени предполагается решить до 2015 года. Для этого планируется ввести в строй новые водозаборы, построить станцию обезжелезивания.Руслан АНАНЬЕВ, “НГ”

←Большой город: забота в деталях

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика