Телеоператор должен уметь ждать
Телеоператор должен уметь ждать
У классных телевизионных операторов есть золотое правило: смотреть в оба. Во время съемки, когда один глаз впился в видоискатель камеры, другой — пристально наблюдает за происходящим вокруг. Чтобы в любой момент можно было переключиться на любопытный план, не пропустить важное и интересное. «Это с опытом приходит», — уверен оператор телеканала ОНТ Олег Горюнов. Олегу Игоревичу (как уважительно называют одного из аксакалов операторского цеха друзья и коллеги) сегодня 49. Последние 9 лет он трудится в витебском корпункте Второго Национального.
— Олег, ты работал на всех «Славянских базарах». Наверняка встречал многих знаменитостей. Какие они вблизи, в общении?
— Фестиваль «Славянский базар в Витебске» для любого репортера, пишущего или снимающего, — шикарная школа. Если вспоминать звезд, с которыми приходилось встречаться на стыке 80 — 90–х годов, очень понравилась Долина со своей «Льдинкой». После интервью с Валерием Леонтьевым я напрочь изменил мнение о нем. Все потому, что он раскрылся как очень начитанный и эрудированный человек. А какая аура и энергетика у Тамары Гвердцители! В нее невозможно не влюбиться! Я говорю это не потому, что родился в Грузии (смеется). Ну и, конечно же, Тальков, Расторгуев, «нанайцы»... Со многими тогда прямые эфиры из Витебска шли на весь Советский Союз.
— У тебя были экстремальные моменты в работе?
— Как–то в Сенненском районе зимой снимал медведицу. Ее на цепи держали заводчики лаек, чтобы притравливать охотничьих собак. Зверь замечательно реагировал на камеру, становился на задние лапы... Я закончил съемку, повернулся к нему спиной и тут почувствовал, что меня увлекает к себе какая–то страшная сила. Когда увидел перед собой медвежью пасть, не скажу, что вся жизнь, но большая ее часть промелькнула перед глазами. К счастью, зверь лишь когтями зацепил мой пуховик, поэтому удалось вывернуться.
— А камеру тебе били когда–нибудь?
— Всякое случалось. В 2002–м, когда начинал работу канал ОНТ, очень популярны были «горячие линии», критические сюжеты и комментарии. После съемок одного из них в Витебском районе руководитель поселкового Совета требовал стереть пленку, долго преследовал на автомобиле. Пришлось в прямом смысле слова спасать запись. А лет за 20 до этого, во время денежной реформы, снимал сюжет из сберкассы. Толпившиеся там дедушки с костылями и палочками, пришедшие менять старые 50- и 100-рублевые купюры на новые, не церемонились ни со мной, ни с камерой. Удивляюсь, как тогда оптика целой осталась!
— Есть вещи, которые не станешь снимать из–за моральных принципов?
— Есть, и довольно много. Бывает, что тела детей, погибших на пожаре, снятся неделями. Такая вот сволочная работа... Кстати, что касается крови в кадре, мне кажется, у многих российских коллег в этом плане явный перебор. У европейцев, к примеру, кровь на ТВ — табу. Надо искать формы, как рассказать о страшном, не показав его.
— Какими качествами должен обладать классный телеоператор–репортер?
— Он обязан уметь ждать: плана, фразы. И картинка должна быть понятна окружающим.
— Как отдыхаешь от ежедневных переездов, мелькающего перед глазами калейдоскопа событий?
— Раньше собирал модели самолетов. Отец у меня — военный летчик. Обожаю детективы, баню. В последнее время с удовольствием копаюсь на грядках у дядюшки в деревне. Дом построил, сыновей воспитал. Теперь вот деревья сажаю (улыбается).
— За время работы на ОНТ ты снял около 10 тысяч интервью. Думал когда–нибудь, что интервью будут брать у тебя?
— Если честно, нет. Но жизнь — штука непредсказуемая...
Фото из лиxного архива Олега Горюнова.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК