Дорога с двухсторонним движением
Дорога с двухсторонним движением
Событие, в ожидании которого последние полгода бурлил наш автомобильный рынок, свершилось: с сегодняшнего дня пошлины на ввоз иномарок в Беларуси поднялись — практически до российского уровня. К примеру, за ввоз пятилетней микролитражки надо заплатить минимум 1.200 евро вместо недавних 350. Как все это отразится на авторынке? Попробуем с помощью цифр и экспертов найти ответ на этот вопрос.
Во–первых, запасливые белорусы неплохо подготовились к переменам, создав своеобразную подушку безопасности. За первую половину этого года из–за рубежа ввезено почти 200 тысяч подержанных — и новых! — машин. Это примерно столько же, сколько за весь 2010 год.
Во–вторых, официальные автодилеры уже потирают руки от удовлетворения: наконец–то все участники рынка станут работать по одним правилам. Ведь для фирм таможенные пошлины были повышены гораздо раньше.
— Рынок становится с головы на ноги, — поделился со мной мнением председатель правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергей Михневич. — Разве нормально, когда официально для продажи в Беларусь за полгода ввезено всего 6 тысяч новых автомобилей? Теперь «серый» импорт отсечен. Государство выиграет, поскольку возрастут платежи в бюджет. Но и люди в конечном итоге не пострадают — в Беларуси новые авто продаются без взимания НДС и акцизов. Это солидная экономия. Так что новый автомобиль малых классов обойдется около 10 тысяч долларов. Переориентация в покупательских предпочтениях уже происходит. Культивируется цивилизованная привычка к новому. Даже в нынешних сложных условиях наши дилеры продали за полгода больше легковых автомобилей, чем за аналогичный период прошлого года. Я по–прежнему уверен, что вскоре наш рынок возрастет в 2 — 3 раза.
Причем во многом рост ожидается за счет автомобилей российской сборки. «Хундай», «Фольксваген» уже сделали первые поставки в Беларусь бюджетных моделей стоимостью 12 — 14 тысяч долларов, собранных в России. Хотя и европейский, и азиатский векторы поставок сохранятся. Ведь в России собираются далеко не все марки и модели легковых автомобилей. К тому же западные производители ради сохранения нашего рынка то и дело подбрасывают интересные ценовые предложения.
А те, кому даже бюджетный новый автомобиль не по карману, смогут обновиться за счет вторичного рынка. Имею в виду те самые 200 тысяч иномарок, которые ввезены за минувшие полгода. По ориентировочным подсчетам, на них затрачено около полутора миллиардов долларов. Многие из тех, кто «пригонял» авто, взяли деньги в кредит или одолжили. Придется машины продавать. Цены при этом будут явно ниже, чем на привоз по новым пошлинам. Тем более что свободно реализовать эту технику в другие страны Таможенного союза можно будет лишь с 2013 года.
И все–таки есть еще один важный фактор, способный спутать все расчеты, — нынешние проблемы с приобретением валюты. Сейчас практически все дилеры спешат воспользоваться разрешением Нацбанка продавать машины за СКВ, оформляют соответствующие лицензии. Попутно предлагают расширить новый порядок на приобретение запчастей, поскольку и с ними — проблема. Однако не у всех потенциальных покупателей в кубышках спрятаны десятки тысяч долларов. А самим дилерам в официальной конвертации валюты на покупку новых авто банки отказывают. Мол, нет ресурсов...
— Многие автоцентры по этой причине в последнее время сократили объемы продаж, — делится наболевшим генеральный директор холдинга «Атлант–М» в Беларуси Сергей Самойло. — Заключено большое количество контрактов, но не можем выполнить по ним свои обязательства. Приходится расторгать, а новые временно не заключаем. Хотя потенциальный спрос есть. Уже продали около 40 малолитражек «Фолькваген Поло–седан» российской сборки. Но и российский рубль для нас — СКВ.
...Большинство экспертов сходятся во мнении: рано или поздно валютная ситуация нормализуется и продажи новых автомобилей через автосалоны пойдут в гору. А это, как известно, очень тонкий индикатор благосостояния людей.
СПРАВКА «СБ»
Вот какие пошлины на ввоз иномарок действуют в Беларуси с сегодняшнего дня. Если с момента выпуска автомобиля прошло не более 3 лет и его стоимость не превышает 8,5 тысячи евро, то пошлина составит 54 процента его таможенной стоимости, но не менее 2,5 евро за один «кубик» рабочего объема двигателя. За автомобиль стоимостью до 16,7 тысячи евро надо заплатить не менее 48 процентов его цены, но не менее 3,5 евро за «кубик». При стоимости до 42,3 тысячи евро ставка составит не менее 5,5 евро за кубический сантиметр. На автомобили в возрасте 3 — 5 лет ставки будут устанавливаться в пределах 1,5 — 5,7 евро за «кубик» в зависимости от объема двигателя.
По данным Государственного таможенного комитета.
Автор публикации: Владимир БИБИКОВ
Фото: Александр РУЖЕЧКА