Стройки не любят ждать

Источник материала:  

Стройки не любят ждать

Стройки не любят ждатьCнова лето, и снова дефицит цемента. Его не хватает в магазинах и на стройках. В чем причины на этот раз? И когда рынок наконец насытится?


Цементную тему на днях рассматривали в Правительстве. Министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов сообщил, что объем строительства в этом году на 20 процентов превышает прошлогодние цифры. Поэтому решено «увеличить выпуск цемента за счет технологических добавок». Параллельно Минстройархитектуры и Минторг отслеживают распределение цемента в розничной сети. «Будем надеяться, что произведенный цемент поступит своим адресатам своевременно», — подвел черту Анатолий Ничкасов.


Однако, обзвонив несколько строительных магазинов Минска, я убедился, что купить цемент белорусского производства сейчас большая проблема.


В магазине «АльвитаСтрой», позиционирующем себя как официальный дистрибьютор завода «Красносельскстройматериалы», ответили: «Цемента сейчас нет». В «Строительном доме «ОМА» тоже не порадовали: «Нет, вообще никакого нет». Позвонил еще по нескольким адресам — везде один ответ.


А вот в магазине предприятия «Эльстрой» цемент нашелся: «Но только российский. Белорусского сейчас нет никакого. А российский, пожалуйста, подъезжайте, портландцемент–500 по 70 тысяч за мешок 50 килограммов». Это, замечу, намного дороже, чем белорусский, который в начале лета можно было купить по 40 тысяч за мешок.


Такова ситуация в торговле. А что на предприятиях, стройках? Напомню, что цементные заводы отпускают свой товар по квотам. Они согласовываются Минстройархитектуры с облисполкомами и Минским горисполкомом. Приоритет при покупке цемента имеют государственные предприятия, крупные застройщики и производители стройматериалов. Если остаются свободные ресурсы, то приехать за ними на завод могут частные фирмы и индивидуальные предприниматели. Но сейчас, как я выяснил, ресурсов не хватает даже для тех, кому квоты выделяются постоянно.


В дирекции ОАО «МАПИД» мне рассказали, что обеспеченность цементом сейчас составляет 85 процентов от потребностей: «Строительство мы не останавливаем, но фактически балансируем на грани».


А вот какое объявление появилось на сайте предприятия «Минскжелезобетон»: «с 27.06.2011 г. временно приостановлен прием заказов от физических лиц по всей номенклатуре изделий за исключением известкового раствора в связи с набранными заказами на июль — август 2011 г., а также дефицитом цемента и щебня. Администрация».


«Мы недополучаем цемента на 30 процентов. Цементные заводы работают сейчас в полную мощность, но нам не отдают полностью те объемы, которые должны отдавать», — рассказали мне в дирекции «Минскжелезобетона».


Ситуация, как я понял из неофициальных разговоров с представителями строительной отрасли, следующая. Из–за сложностей с конвертацией валюты в мае — июне сократился импорт. Обычно в пиковый период недостача собственных ресурсов компенсировалась цементом из России и Украины. Но сейчас его ввезено меньше, чем в прошлые годы. Это усилило дефицит на рынке. Кроме того, наши цементные заводы, по словам моих собеседников, часть продукции отпускают на экспорт. Их можно понять: поставки за рубеж сейчас рентабельнее, чем отгрузка на внутренний рынок. И они приносят валюту.


Но поступая на одни счета, валюта, похоже, уйдет с других. Дефицит будет закрываться импортом из России, Литвы. Цена на него, очевидно, будет выше, чем на белорусский цемент.


Потребности крупных организаций планируется обеспечить за счет пересмотра лимитов. Кому–то цементные заводы отгрузят больше, кто–то получит меньше. Но понятно, что перераспределение не решит всех проблем. Чтобы не было дефицита, нужно больше производить.


Планировалось, что создание новых технологических линий на трех действующих цементных заводах полностью обеспечит рынок. Проекты должны были завершиться к 2011 году. Но не завершились. Анатолий Ничкасов уверен, что в 2012–м новые линии заработают и производство цемента вырастет на 5,4 млн. тонн, то есть практически в 2 раза. Посмотрим, как будет на деле.

Автор публикации: Виталий ВОЛЯНЮК

Фото: БЕЛТА

←Зарегистрировать автомобиль можно в течении 10 дней с момента таможенного оформления

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика