Кто последний в автозак?
Сегодня среда, а это значит, что вечером на центральные площади белорусских городов вновь выйдут те, кто считает необходимым свое участие в акциях молчаливого протеста. Рожденный в недрах социальных сетей проект вышел из виртуального пространства на асфальт стремительно и массово. С каждой неделей «горячих» точек на карте Беларуси становится все больше и больше. И все сильнее болит голова у власти.
Единственный метод подавления протестных настроений, который сегодня пытается использовать власть, — это страх. Страх перед возможным задержанием и судом, страх увольнения с работы или исключения из вуза. Нагнетать такую атмосферу власть училась годами, отрабатывая все тонкости на оппозиции. Но к нынешним акциям протеста политические оппоненты власти не имеют никакого отношения, нет узловых точек, по которым можно было бы ударить. Вычислить и запугать всех, входящих в группу «Революция через социальную сеть», нереально физически — это сотни тысяч человек. Они не собираются в партийных офисах и не пишут планы подготовки, не распределяют роли, и большинство из них друг с другом вообще не знакомы.
Почему же тогда на выходящих прогуляться по улицам своего города граждан государство спускает цепных псов правопорядка? Все по той же причине — умея запугивать других, власть и сама до чертиков боится. Боится, что у молчаливой массы однажды может прорезаться голос. Боится, что ее собственный народ поймет, что сила этой власти не в мудрых экономических решениях и справедливой социальной политике, а лишь в дубинках вскормленных на деньги налогоплательщиков омоновцев и спецназовцев.
Сегодня люди вновь выйдут на площади. И власть к новой волне молчаливой акции тоже готовится — заранее. Большинство центральных площадей в крупных городах зарезервированы под спешно придуманные мероприятия — молодежные дискотеки с участием согнанных по разнарядке членов БРСМ, концерты и прочую самодеятельность, на что только и хватает фантазии у работников идеологических отделов.
Наверняка, не обойдется без турникетов, автозаков и крепких бритых парней в черных майках. Скорее всего, будут хватать. Просто потому, что такова стандартная реакция силовых органов — если есть сила, то ее надо демонстрировать. Чтобы боялись.
К сожалению для крепких парней в черных майках и их командиров, приходится констатировать, что тактика брать на испуг сегодня уже не работает так эффективно. Ведь те, кто этим вечером придут на главную площадь своего города, кто знает, что может быть задержан, получить по почкам, провести ночь в милиции и быть оштрафованным за то, чего не совершал, уже победили страх.
Иных доказательств не требуется. И новый креатив, проанонсированный модераторами «Революции через социальную сеть» специально к сегодняшней акции, кажется излишним, ломающим изначальную философию молчаливого протеста, адептами которой стали тысячи белорусов.
«Как только подъезжает автозак (или милицейский автобус) для того, чтобы начать проводить задержания — все кто не боится, выстраиваются в очередь в этот автозак, до начала задержаний. Люди увидят, что страха нет: люди сами, самовольно готовы жертвовать и быть задержанными, чтобы сотни и тысячи перестали бояться! Десятки тех, кто не боится, покажут тысячам сомневающихся, что нас больше, чем у них автозаков! Всех не заберут! Тогда задержания станут бессмысленными, а паника перерастет в смех и улыбки».
С таким обращением организаторы молчаливых акций выступили к их потенциальным участникам.
Задержания не нарушающих ни одну букву закона граждан действительно бессмысленны, до абсурда. Но у власти очень специфические отношения с собственным народом, в которых логика закона хромает на обе ноги. Попытки переиграть власть в честном поединке заранее обречены на провал. В данном конкретном случае это означает, что, скорее всего, все вставшие в очередь к автозакам там и окажутся. Весьма сомнительно, что бойцам спецназа в этом случае вдруг станет стыдно.
«ОМОН вполне может и агрессивно на это отреагировать. Тем более, они знают уже наверняка, с какой целью люди будут выстраиваться. Очевидно, они буду к этому подготовлены», — считает руководитель Белорусского Хельсинского комитета Олег Гулак.
По его мнению, пока участники акции будут придерживаться мирного характера акции, они не выйдут «за пределы стандартов, гарантирующих право выражения своего мнения». Другой вопрос, отмечает Гулак, «насколько белорусские правоохранители понимают эти стандарты и будут их выполнять». «Как мы видим, не всегда они выполняют. Но, по крайней мере, моральный перевес однозначно будет на стороне мирных участников акции».
Советовать организаторам и участникам акции мы, конечно, ничего не будем. Но отметим, что определенные коррективы в тактику проведения молчаливых акций назрели. Ничего не меняя, социальная революция может выродиться в бессмысленное толкание граждан и милиции. В данном контексте, как нам кажется, организаторам «Революции через социальную сеть» стоит прислушаться к мнению некоторых ветеранов уличного движения, уверенных, что эффективность акции зависит не от места ее проведения, а от количества участников.
Алексей ЗОЛОТНИЦКИЙ