Черная вода
Ностальгировать об идеалах безвозвратно утерянного прошлого сегодня не модно. Это горький удел потерянного поколения, как сегодняшние неофиты от экономики, политики и культуры с усмешкой величают своих убеленных совковыми сединами отцов. Не знаю, как вы а я, в перерывах между блужданиями по дебрям Интернета и многочасовым стоянием в очередях гипермаркетов с затаенной грустью вспоминаю эпоху комсомольцев и октябрят. Эпоху, до боли знакомую по кинокадрам из советских фильмов. Эпоху, в которой почти не жила
И тем скорее подкрадывается к горлу тяжелый ком, чем чаще я захожу в комнату яркого представителя поколения Некст - знакомого старшеклассника Димы. В последний раз среди обилия компьютерных примочек и глянцевых журналов для подростков на его столе айсбергом возвышалась трилогия одного из модных нынче авторов с говорящим названием. Пахан на зоне, Пахан на воле, Пахан в бегах - с глянцевых обложек на меня неумолимо взирало до боли знакомое лицо Героя Эпохи. Бритая голова, могучие плечи в наколках, а главное тот самый привычный современному потребителю масс-культуры бесстрастный всепожирающий взгляд: Не влезай убьет! А как же бессмертный Тимур с его командой? Или во мне уже говорит старость?
Том, в котором мы живем
Опасаясь прослыть ретроградом, дипломатично перелистываю предложенную подборку. Увы, фантазия автора оставляет желать лучшего - на серых страницах все те разухабистые описания перестрелок и мордобоев, которыми сегодня завалены все книжные лотки. Ставший приметой времени нравственный нигилизм лишает нас самого главного возможности выбора. Между черным и белым, между галстуком и робой, между моралью и цинизмом. И невольно из подсознания всплывает вопрос а кому это надо? Бесконечные криминальные драмы с единственным логичным концом осанной главному герою, напыщенные жизнеописания представителей уголовного мира, поданные едва ли не под видом раритетных архивных мемуаров, и, наконец, заполонивший все городские дворы приблатненный воровской шансон Горы хлама бумажного, музыкального, визуального хлынули под видом современной культуры в жаждущее хлеба и зрелищ медиапространство. Дань рыночной эпохе? Может бытьОднако опыт прежних поколений красноречиво свидетельствует: любое инородное поветрие будь то молодежный музыкальный стиль, новое направление в моде или просто набившая оскомину привычка вместо извечно белорусского ладно говорить О кей имеют под собой серьезную мотивацию их появления. А проще говоря мода носить наколки и распевать в подъездах шлягеры в духе бывай, шпана напрямую навязана инициаторами свыше.
Вор должен сидеть - мораль не нашей эпохи?
Впрочем, определить, где верх, а где низ сегодня уже достаточно сложно. Неожиданный всплеск интереса к маргинальной литературе во многом обусловлен именно той постсоветской ломкой приоритетов отечественного потребителя культуры, которая сделала архаикой привычный обывателю образ честного труженика. Глеб Жеглов и Володя Шарапов наверняка, ночами беспокойно ворочались бы во сне, узнав, что субъект их повседневной деятельности сегодня получил право голоса на телеэкране. Война в сфере смыслов тяжелая борьба за умы и души наших сограждан, в особенности молодого поколения порождает все новые способы противостояния. Казалось бы кого и с кем, ведь все мы дети одной страны? Однако, в белорусском обществе, как впрочем, и в любом другом, всегда найдутся те, кого сотрудники органов безопасности справедливо называют пятой колонной - предатели, торговцы идеями, готовые за деньги извратить любую благородную мысль. В очередной раз признаюсь в любви своей учительнице русского языка именно она, уже немолодая женщина, наставляла нас различать истинное искусство и словесную шелуху. Под которой, словно под луковой оберткой, скрывается слезоточивый плод. И грех тут не расплакаться, наблюдая, как очередное дитя эпохи с упоением штудирует пособие для начинающих серийных убийц. К слову, одной из причин снижения подростковой преступности сотрудники органов внутренних дел без доли юмора называют уменьшение числа самих подростков. Сходят отроки и отроковицы в стране на нет! И причины этому не столько демографические, сколько социальные: скрытый геноцид под маркой свободных медиа с узаконенным культом криминала и насилия и открытой пропаганды массового растления, безусловно, на руку тем, кому белорусы, да и близкие им по ментальности народы мешают как факт. Подобные программы целенаправленного уничтожения молодежи как народообразующей части нации, к слову, вовсю разрабатывались забугорными идеологами незадолго до распада Советского Союза. И цель их была одна подорвать нравственные устои традиционного общества. Общества, в котором испокон веков считались святыми понятия доблесть, мужество и честь. История славян щедра на характерные примеры князей, полководцев, землепашцев. Да и в народных сказках только один лежебока Емеля мог благоденствовать по щучьему велению. Так для чего ставить миропонимание народа с ног на голову, представляя в качестве альтернативных идеалов нового времени бандитскую романтику и танцы на острие иглы? Казалось бы, эпоха набившей оскомину Бригады безвозвратно канула в Лету Однако последователи, как впрочем и создатели культового не так давно бандитского сериала по- прежнему живут и благоденствуют. И, надо полагать, подыскивают себе достойную смену как раз из числа тех оказавшихся на обочине жизни подростков, первым и последним учителем которых стал суровый закон улицы. Старшее поколение криминального сообщества вербует кадры как видим, не без помощи, сознательной либо несознательной, все тех же СМИ. И об этом стоит задумываться прежде, чем сломя голову лететь за очередным шедевром киноиндустрии или предметом труда неимоверно расплодившихся сегодня мастеров дефективного, пардон детективного жанра. Труда, который, к слову щедро финансируется теневыми заказчиками подобной продукции. И это редкостный случай, когда предложение стимулирует спрос. Никто ведь руководство кабельных телеканалов на коленях не просил поставьте, мол, нам кровавый боевичок в прайм-тайме. И чтобы трупов побольше было. Это уже потом, когда товар пошел в эфир, народ приохотился
Половодье
Из какого кувшина нельзя напиться? Из пустого, гласит восточная мудрость. И тут же, опровергая знаменитых мудрецов, наша читательская и зрительская аудитория яро доказывает обратное можно, можно утолить жажду не то, что из кувшина из бескрайнего океана пустоты. Как можно из кухонного ножа и пары вилок слепить сюжет для детективного романа. Народ у нас неприхотливый, все слопает. А если серьезно в богатой на обычаи и славные традиции стране до сих пор не предпринималось попыток создать яркий образ национального героя. Ну, это если не считать снятых под копирку с голливудских боевиков накачанных мордоворотов с квадратными челюстями. В братской России попытка реанимировать былую славу сотрудников правоохранительных органов посредством создания сериала Улицы разбитых фонарей увенчалась невиданным успехом. Создатели фильма убили сразу двух зайцев и морально поддержали искореняющих преступность практически на голом энтузиазме сотрудников милиции и дали подрастающему поколению наглядный позитивный пример. А чем милиционер Вася или профессор химии Анатолий Петрович хуже бритоголового барыги Пупкина? Да только тем, что сегодня зарабатывание денег честным трудом выпало из списка национальных приоритетов. И в первую очередь в этом нужно винить создателей соответствующего культурного продукта. Шедевры же в духе Любовница из третьего Б уничтожают в наших детях самое главное чувство стыда. А это очень важный эмоционально психологический барьер, который тяжело сломать, но, сделав это однажды, уже практически невозможно восстановить. Выпускать же ребенка в жизнь готовым нравственным уродом родители и не собираются. Просто, отдав дочку или сына на воспитание всесильных реформаторов, они совершенно теряют собственное чадо из виду, получая через пару-тройку лет на выходе уже сложившийся продукт эпохи с трансформированным сознанием и окончательно сложившимися под влиянием бывалых наставников приоритетами
Как в половодье весенняя вода поднимает со дна реки и смывает с берегов всю накопившуюся за зиму грязь, так и в переломные времена вся таившаяся в лучшую эпоху придонная шушера стремится к поверхности. Господа режиссеры, продюсеры и писатели когда же сойдет вода?
Елена Харламова.