Срочное фото
Срочное фото
С той поры как появились «мыльницы», а затем цифровые фотоаппараты, люди перестали ходить в фотоателье семьями. Забегают разве что поодиночке — срочно «щелкнуться» на документы. Не случится ли, что фотостудии через несколько лет исчезнут за ненадобностью? Не сдадим ли мы в архив семейные альбомы, которые давно вытесняют цифровые носители? А главное — что оставим потомкам: гигабайты фото себя, любимых, или шаблонные свадебные снимки с голубками?
На добрую память
Разглядывать старинные, довоенные, дореволюционные снимки всегда интересно. Тут тебе и богато украшенные лепниной особняки, и вымощенные булыжником городские улочки, незатейливые сельские хатки, и городские модники — мужчины в пенсне, с бутоньерками в петлицах, дамы в кринолинах... А главное — за каждой фотографией не просто чья–то судьба. Эти картинки — часть нашей истории. Фотоальбомы, обтянутые кожей или дорогой тканью, украшенные замысловатыми застежками, раньше занимали почетное место в каждом доме. Их бережно хранили, передавали из поколения в поколение.
В XIX — начале XX века в Могилеве жило немало прекрасных фотографов: Александров, Катанской, Перельман, Немченко, Фишман, Печерский (он же Дынин)... В конце XIX в. в городе насчитывалось 4 фотоателье, в начале XX в. — уже семь. Владельцем одного из них был Монахим Фишман. В книге «Весь Могилев на Днепре», изданной в 1912 году, о фотохудожнике, ателье которого находилось на Большой Садовой улице, сказано: «К услугам этой фотографии прибегают все казенные и общественные учреждения, имеющие в виду групповые снимки не лубочного, а строго художественного характера, фирма следует за всеми новинками в области фотографии, сейчас же принимая это в своих работах, а зайдя в приемную залу фотографии или в галерею, обставленную по последнему слову со всей роскошью, мыслимой, конечно, для провинциальной фотографии, посетитель проникается уверением в безукоризненном выполнении заказа».
Безупречные художественные снимки Фишмана ценили не только земляки. В 1902-м в Могилеве ему вручили приз «За труд в искусстве». Позднее он получил почетную медаль на выставке в Вене и «золото» на выставке в Париже. Для фотографа из глубинки — весомое достижение.
Немало старинных снимков, сделанных тогдашними мастерами, хранится в коллекции Могилевского областного краеведческого музея. Среди уникальных документов есть и фото Фишмана, и коллекция негативов на стекле XIX века: виды Хотимского уезда и его окрестностей, сделанные уроженцем Могилевской губернии Сергеем Блажко. Научные сотрудники музея подтверждают: во многом именно благодаря этим фотографам мы можем увидеть, каким был здешний край в прошлые столетия, как выглядели наши земляки, жившие здесь еще до революции.
Интересно, а нашим потомкам через 100, 200 лет любопытно будет разглядывать наши снимки?
Кончилась пленка
С появлением «цифровиков» многие отказались от услуг настоящих профи.
— Еще в начале девяностых годов наше фотоателье пользовалось бешеным спросом, — вспоминает директор Могилевского ОАО «Фокус» Виктор Шуринов. — Правда, люди уже шли к нам не «сниматься», а проявлять ими самими отснятые пленки — обзавелись «мыльницами» и снимали что душе угодно. Только напечатать цветные карточки дома не могли. Сейчас, имея цифровые фотоаппараты, многие вообще предпочитают снимки не печатать. Хранят их на диске, на флэшке, в компьютере. Дескать, зачем захламлять квартиру фотоальбомами? И обрабатывать снимки сами научились с помощью фотошопа. Но флэшку можно потерять, в компьютерах, случается, заводится вирус. А профессиональный отпечаток на хорошей бумаге может храниться лет сто.
Фотограф с 30–летним стажем Тамара Громыко застала те времена, когда в самом центре города при фотоателье работал детский павильон. Популярен он был необычайно. Родители в очередь выстраивались, чтобы запечатлеть на память новорожденного, первую беззубую улыбку малыша, первые шаги.
— Субботы горячие были: иногда за день 30 — 40 свадеб обслуживали. Горожане приходили семьями. Нынче такие клиенты — редкость. Теперь 70 — 80% заказчиков фотографируются на документы. Остальные просят подкорректировать и распечатать то, что сами наснимали.
Убожество. И никакого художества?
Казалось бы, ничего удивительного. Зачем платить мастеру, если, имея «навороченный» фотоаппарат, даже ребенок может сделать неплохой кадр. На деле, правда, не все так просто. Цифровые снимки нередко очень далеки от идеала. При мне могилевчанка принесла в фотоателье несколько дисков. На каждом — от 30 до 100 снимков. Из этого обилия удалось наскрести всего с десяток приличных кадров.
Увы, по словам Виктора Шуринова, некачественные снимки можно получить и в фотостудии.
— В городе почти 40 ателье. Больше, чем нужно, — уверяет специалист со стажем. — В погоне за количеством, как это бывает, забываем о качестве. Грамотный фотограф четко знает, как выставить свет, усадить клиента, подобрать удачный ракурс. Но о чем говорить, если вчера работал человек поваром или продавцом, а сегодня вздумал стать фотографом. Снял в аренду помещение, прицепил вывеску «Фотосалон» и клиентов зазывает. А они потом на снимке себя не узнают.
По мнению Шуринова, Могилеву на сегодняшний день вполне хватило бы 10 фотоателье, где работали бы профессионалы.
Вы снимайте, вам зачтется
Известный фотомастер Александр Литин, вот уже лет 20 для души коллекционирующий фотографии и открытки старинного Могилева, уверен: нам и без студий есть что оставить потомкам.
— Фотоателье — это бизнес. А в городе немало прекрасных фотографов, не имеющих к нему никакого отношения, — считает Александр. — Они снимают для души, для коллекции. Люди шли в ателье, когда у них не было собственных фотоаппаратов. Но ведь и в XIX — начале XX века студии существовали разные. В одних предлагали исключительно портретную съемку, в других — запечатлевали группами. Архитектуру в ту пору увековечивали немногие фотографы: Александров, Дынин, Фишман. А ведь время стремительно преображает не только людей, но и города, потому я не устаю обращаться к землякам: берегите старые семейные альбомы, фотографируйте родной город, окрестности — и через 100, 200 лет ваши снимки станут раритетами!
Двухэтажного домика в центре Могилева, где, по преданию, некогда останавливался и якобы купался в шампанском Пушкин, давно уже нет. Лишь на старинных фото и открытках сохранились давно уничтоженные могилевские соборы и прекрасные здания. И кто знает, возможно, как интересны нам сегодня эти снимки, так живущим в XXII веке будут интересны фото, сделанные кем–то из нас.
Кстати
Сейчас конкуренцию обычным фотоателье составляют передвижные мобильные фотостудии. Достаточно сделать заказ по телефону или в интернете — и профессиональный фотограф примчится к вам на дом, на пикник или в ресторан со всем необходимым оборудованием. На месте и фото сделает, и снимки отпечатает. Некоторые мастера «вооружены» не только камерами. В их выездной фотостудии и интерьер «под старину» имеется, и костюмы наподобие тех, что носили в XIX веке. Как говорят, хочешь жить — умей вертеться.
Фото автора и предоставлено сотрудниками Могилевского областного краеведческого музея.
Автор публикации: Ольга КИСЛЯК