100 дорог. Соседи: Пограничный призрак коммунизма
13.06.2011 15:31
—
Новости Общества
100 дорог. Соседи: Пограничный призрак коммунизма
Белорусские власти выиграли самую затяжную войну, которая тянулась еще со времен распада Советского союза. В разные годы эту войну называли "экономической", "общественной" и даже "священной". В ней принимали участия чиновники разного ранга, священники и школьные учителя. Все они боролись с главным призраком советского прошлого – очередью. И если народные стояния за хлебом, колбасой и молоком удалось победить довольно быстро, то очереди на границе не сдавались до минувшего воскресенья.
За почти два десятка лет независимости белорусские пункты пропуска существенно преобразились, расширились и обзавелись новыми стандартами. Помимо надежности, безопасности эти стандарты постепенно наращивали скорость работы пограничников и таможни. Все было направлено на то, чтобы "упростить" и "ускорить".
Последний пограничный тренд – веб-камеры, которые позволяют оценить масштабы "очередного" бедствия. Считалось, что камеры наблюдения – довольно действенный метод борьбы с очередями. На языке пограничников она позволяет "оценить", "спланировать" и "перестроиться".
Последний пограничный тренд – веб-камеры, которые позволяют оценить масштабы "очередного" бедствия. Считалось, что камеры наблюдения – довольно действенный метод борьбы с очередями. На языке пограничников она позволяет "оценить", "спланировать" и "перестроиться".
На практике полагаться на видео с границы, скорее всего, не стоит. Съемочная группа проекта "100 дорог. Соседи" провела в очереди на международном пункте пропуска "Варшавский мост" почти шесть часов. При этом веб-сервис уверял, что ждать придется недолго.
Можно предположить, что в борьбе с очередями, пограничный комитет рискнул пойти по стопам графа Потемкина. По крайней мере, интернет-сервис Государственного пограничного комитета (ГПК) демонстрирует миру отсутствие очередей на переходе "Варшавский мост" при их фактическом наличии. На практике прямой выезд к пункту пропуска перекрыт, а всех желающих попасть в Польшу, по крайней мере, 11 июня направляли в небольшую "резервацию" возле здания таможенного сервиса, которую камера наблюдения не захватывает. Только в ней можно провести 1-3 часа. Так что если отслеживать нагрузку на пункты пропуска через глобальную паутину – легко обмануться. Вместо десятков автомобилей на выезд, за кустами прячется и нервничает сотня-другая.
Время от времени машины выпускают, и они мелкими партиями прибывают на досмотр. На видео – грамотный и организованный въезд, а не хаотичная и длинная очередь. Фактически – победа новых технологий над советским прошлым. При этом внимательный наблюдатель задался бы вопросом, почему белорусы подъезжают к границе равными группами.
Очередь в восемь рядов в тщательно спрятанном от онлайн-камеры "накопителе" |
В "накопителе" мы почти добрались до конца очереди |
Так выглядит въезд на погранпункт в глазке онлайн-камеры |
Впрочем, уже 11 мая все технологические ухищрения оказались лишними. На границе начался процесс, который впервые в истории независимой Беларуси существенно разгрузил пункты пропуска.
Новые ограничения на вывоз топлива, автолюбители и пассажиры обсуждали прямо на границе, отмахиваясь от таможни и пограничников.
- Нет, я такого никогда не слышала, - возмущалась молодая полька, - Они (таможня) говорят, что ждут меня только через пять дней. Они мне указывают, когда пересекать границу.
И вам указывают, - оживилась она, обратив внимание на госномер нашего авто, - Вот белорусы, до чего вы довели свою страну. Вам государство уже говорит, когда приезжать, сколько бензина везти с собой. А что будет дальше? Скажет, когда есть и когда спать? Таможня даже не хочет смотреть, сколько бензина в баке, говорят – приезжайте через 5 дней. А для меня это единственный способ заработать. Мы же все отлично понимаем, зачем мы тут все ездим.
Возмущенная гражданка Польши |
Зачем "мы все тут ездим" было понятно еще в начале очереди, когда граждане Польши просили белорусов выстраиваться только в "свою" очередь. При этом было понятно, что ушлые коммерсанты "делят" границу давно и успешно.
- Бензин – единственный способ заработка, - говорит полька, - особенно для тех поляков и белорусов, которые нигде не работают. Нельзя вот так лишить людей денег на хлеб.
В Польше стоимость бензина А-95 приближается к двум долларам за литр (5 злотых при курсе 2,75 за доллар). В Беларуси литр отдадут за президентские 4 500 рублей, что дешевле доллара даже по курсу Национального банка. При желании, на топливной спекуляции можно заработать от одной до двух тысяч долларов в месяц. Как говорится, на хлеб с маслом хватит.
В субботу новость о введенных ограничениях волновала на Варшавском мосту многих. Водители в красном и зеленом коридоре хватались за голову и громко спорили с таможней. В результате время ожидания в очереди существенно увеличилось.
Польских стражей размер топливного бака волновал меньше. Завсегдатаев границы и граждан ЕС пропускали быстро и практически без досмотра. У белорусов дважды собирали паспорта, а польское CLO, зачем-то вносило личные данные каждого в отдельную базу данных.
Возле кофейного автомата очередь шепталась, что новые меры – до добра не доведут. Мол, все, на счастливой приграничной жизни можно ставить крест.
Судя по всему – часть правды в этом есть. Уже в воскресенье на пункте пропуска "Песчатка" на въезд из Польши в Беларусь не наблюдалось ни одной машины. Впервые за долгие годы пункт пропуска стал безлюдным.
На вопрос, что происходит и будет ли так всегда, офицер пограничник только разводит руками.
Пустая "Песчатка" |
- Вы же знаете, ввели ограничения. Вот и свободно теперь. Надеюсь, что надолго.
Неожиданная победа над очередями позволила польским и белорусским пограничным службам наконец-то расслабиться. На въезде в Беларусь польская таможня проверяет номер кузова авто, а белорусы трясут бардачки и багажник. Все четко и рефлекторно быстро.
Процедура обратного въезда заняла всего 15 минут. В полном соответствии с нормами и требованиями профильных служб. Впрочем, если очереди на границу не вернутся, пункты пропуска смогут работать еще быстрее, а значит, Европа станет еще ближе. Правда, на этот раз заработать на близости смогут немногие.
О проекте
"100 дорог. Соседи" - авторский проект белорусского портала TUT.BY, журнала ET CETERA и Института польского. Первые экспедиции проекта состоялись в феврале и марте этого года. Позже журналисты планируют посетить все регионы Республики Польша, встретиться с представителями бизнеса, побывать на самых значимых культурных и экономических мероприятиях, а также найти ответ, чего ждут страны-соседи от Беларуси и что мы, белорусы, надеемся найти за границей.
Партнер проекта: Польский Институт в Минске
http://instpol.by/
Специальный партнер:
Выбирай только то, что полезно. |