Добрые знаки Троицы
Добрые знаки Троицы
Народный календарь |
6 июня. Именинники: Семен, Никита, Стефан (Степан), Иван, Федор, Каллиник, Серапион.
В эти дни были очень внимательны ко всем проявлениям погоды. Любой туман, накрапывающий дождик или ветер воспринимались как плохой знак не только для будущего урожая, но и для процесса медосбора. Хорошая, ясная и солнечная погода позволяла пчелиному рою спокойно вылететь из улья.
По поверьям, бытовавшим в Беларуси, в это время из земли сами по себе выходят на поверхность клады–«скарбы» — чтобы просушиться под уже теплыми летними ветрами, только прячутся они от человеческого глаза, а затем снова скрываются в глубины земные. И сегодня мы понимаем, что и сами народные поверья, легенды, обычаи и обряды, все то, что считается нематериальной культурой, — настоящее богатство, настоящий клад, который необходимо тщательно сберегать, а то уйдет от нас навсегда, так что и следа не останется, и наша жизнь от того станет действительно намного беднее.
7 июня. Именинники: Иннокентий, Ферапонт.
По многолетним наблюдениям, совершенно необыкновенная птичка, скромная с виду, но с потрясающим голосом — соловей — поет, как говорят в народе, уже не на 12 колен, а на 6.
8 июня. Именинники: Георгий, Елена, Макар, Иоанн (Иван), Карп.
С этого дня, его в народе называют «градавай серадой», к великой радости детворы разрешали купаться до самого Ильина дня. Считается, что в вещах, особенно шерстяных, просушенных в это время, не будет заводиться моль.
9 июня. Именинники: Иоанн (Иван), Нил, Киприан, Федор, Ферапонт.
10 июня. Именинники: Василий, Игнат, Никита, Елена, Макар, Николай, Петр, Ираклий.
Во многих регионах Беларуси, особенно на южных территориях, идет подготовка к «духаўскiм Дзядам» — поминальному дню. Готовили определенное количество блюд — 5 или 7, отваривали яйца — но уже не в луковой шелухе, как на Пасху, а в молодой зелени — и несли их на могильные холмики ушедшей из этого мира родни.
11 июня. Именинники: Иоанн (Иван), Андрей, Лука, Феодосия (Федосья).
Троицкая родительская суббота у православных.
«Федосья–колосница». Время, когда результаты старания людей, работающих на земле, уже можно увидеть воочию: начинает колоситься, входит в силу рожь. При теплой и благоприятной погоде в лесах могут появиться первые боровики–«колосовики».
В эту субботу проходит поминание предков — «сёмушныя Дзяды», о чем в народе говорят так: «Святая Тройца май стаўляе, старых памiнае». В некоторых регионах, когда навещали могилы предков, легонько проводили по ним березовыми ветками, украшали цветами и травами, оставляли немного обрядовой еды. Субботу накануне Троицы называют «зеленой», «кленовой», «зелянцом», Духовой субботой.
12 июня. Именинник: Василий.
День Пресвятой Троицы у православных. Пятидесятница.
Троица — большой праздник у христиан. Именно в эту пору в полную силу входит зеленое убранство земли. В честь всех растений, в честь торжества плодоносящих сил природы берет свое начало еще с дохристианских времен этот необыкновенно красивый праздник.
В Беларуси существует множество легенд о происхождении цветов, трав и деревьев. В прежние времена существовали целые священные рощи с деревьями–тотемами. Считалось, души людей после смерти могут прорасти цветком, травой, деревом. Деревья воспринимались как живые существа, и каждый вид дерева символизировал какое–либо качество — силу, здоровье, добро, благополучие... Всю зелень — ветки березы, клена, цветы и травы — в эту пору называют у нас «май». На Троицу обязательно украшали дома, веточки деревьев и травы втыкали даже между бревнами. С зеленью связано немало народных гаданий. Например, если быстро засохнет — следует ждать жаркое и засушливое лето, будут проблемы с урожаем. А коль ветка увядает постепенно — будут чередоваться теплые дни и добрые летние дожди.
На Троицу девушки плели венки из цветов и трав. Сплетенные венки сбрасывали с головы наклоном, без помощи рук. Если венок поплывет по реке — добрый знак: будут кавалеры и скорое замужество.
В эти дни собирали целебные травы: их освящали в церкви, высушивали и хранили в течение всего года. При болезнях травы заваривали, окуривали ими помещение (очень грамотная и экологически чистая дезинфекция!), бросали в погреб для лучшей сохранности овощей. Девушки и девочки–подростки шли в березовую рощу, где связывали верхушки молодых березок. Получалась своеобразная арка — это символизировало единство человека с деревом–тотемом. На Полесье существовал обычай «вождения куста». «Кустом» называли красивую девушку, наряженную подружками в зеленый убор из веток клена, цветов и трав. «Куст» символизировал собой род, семью, кровные узы. С «кустом» обходили дома, приветствовали хозяев, желая им здоровья, добра и благополучия.
Автор публикации: Елена ДОВНАР–ЗАПОЛЬСКАЯ