Кто крайний в очереди сдавать погоны?
«Если эти факты подтвердятся — завтра без погон останетесь!» Едва эта угроза, вызванная «ночью открытых дверей», вылетела из уст Александра Лукашенко на вчерашнем совещании о ходе расследования теракта 11 апреля, как, не дожидаясь завтра, вчера же без погон остался начальник Минского метрополитена Николай Андреев. На форме метрополитеновцев тоже есть погоны…
Николай Андреев приказом гендиректора КУП «Минсктранс» Леонтия Папенка был уволен «за грубое нарушение трудовых обязанностей, выразившееся в отсутствии должного контроля за обеспечением общественной безопасности в Минском метрополитене, невыполнение требований директивы президента № 1».
Официально в «Минсктрансе» эту ситуацию не комментируют. Неофициально корреспонденту интернет-газеты Naviny.by сообщили, что в коллективе нет никакого злорадства по поводу увольнения Андреева, ему больше сочувствуют, ибо он много сделал для развития метрополитена, при нем метро «работало как часы».
Тучи же над теперь уже бывшим начальником подземки сгущались не раз. У него были довольно сложные отношения с вышестоящим руководством, но при этом гендиректор «Минсктранса» не торопился рубить с плеча. Даже когда в отношении Николая Андреева в апреле прошлого года было возбуждено уголовное дело, он продолжал руководить метрополитеном. Андрееву инкриминировали совершение преступления по ч. 1 ст. 428 УК («Служебная халатность»). Руководитель подозревался в «ненадлежащем исполнении служебных обязанностей», в результате которых предприятию был нанесен ущерб в размере 530 млн. рублей. Речь шла о небрежности, когда был повторно заключен и оплачен договор пусконаладочных работ во время реконструкции на станции «Октябрьская» в 2008 году. Уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.
В декабре 2010 года Николай Андреев достиг пенсионных 60 лет и мог уйти, как говорят, на заслуженный отдых. Или его могли «уйти» с почетом на вполне законных основаниях, но с ним продлили контракт. И вот теперь прогулка молодых парней по ночному перрону станции «Московская» стоила ему совсем не почетного увольнения. Если этим все и закончится, то ему, считай, повезло.
По сведениям Naviny.by, руководство «Минсктранса» в настоящее время ожидает наплыва различных проверяющих комиссий. Чего они могут «накопать», одному Богу известно. Прецеденты уже есть.
Один из них касается Витебского завода тракторных запчастей, где работал один из обвиняемых в совершении теракта в минском метро 11 апреля. Тотальная межведомственная проверка деятельности предприятия привела к увольнению директора Владимира Федоренко не только за производственные грехи в виде невыполнения плановых показателей и прочие нарушения. Против бывшего директора возбудили уголовное дело. Его подозревают в хищении командировочных денег — «по предварительному сговору с иными лицами в период с апреля 2006 года по апрель 2011 года».
Как будто за последние пять лет на заводе не было ни одной финансовой проверки.
К месту заметить, что в современной белорусской истории «закручивания гаек» после трагедий с большим количеством раненых и погибших какой-то особенной динамики не наблюдается, а кадровые оргвыводы не всегда были адекватны произошедшему. Вспомним некоторые из них…
Трагедия на Немиге
30 мая 1999 года возле Дворца спорта проходил санкционированный Мингорисполкомом пивной праздник. Примерно в 20 часов 40 минут около 2,5 тысячи участников праздника из-за начавшегося ливня с градом и грозой бросились искать укрытие, при этом основная масса — в подземный переход станции метро «Немига». В давке пострадали 155 человек, из них 53 погибли.
После произошедшего, по неофициальной информации, мэр Минска Владимир Ермошин и начальник ГУВД Борис Тарлецкий подали в отставки, но отставки президентом приняты не были. Впоследствии Ермошин возглавил Совет министров, а Тарлецкий был первым заместителем министра внутренних дел и заместителем генпрокурора.
По факту массовой гибели людей прокуратура Минска возбудила уголовное дело. К уголовной ответственности привлекали двух сотрудников минской милиции, однако в 2002 году дело прекратили в связи с истечением срока давности.
Взрыв на День Независимости
В ночь на 4 июля 2008 года во время гала-концерта, проходившего у стелы «Минск — город герой» на проспекте Победителей сработала самодельная бомба, начиненная металлическими болтами и гайками. В результате взрыва за помощью к медикам обратились 54 человека, из них 47 были госпитализированы. По факту взрыва было возбуждено уголовное дело по ч. 3 ст. 339 (злостное хулиганство) УК РБ. Расследование взял под личный контроль Александр Лукашенко, который, кстати, в момент взрыва находился на том праздничном концерте. Через четыре дня после случившегося своими должностями поплатились госсекретарь Совета безопасности Виктор Шейман и глава Администрации президента Геннадий Невыглас. Силовиков из КГБ и МВД, которые, по сути, в первую очередь отвечали за безопасность мероприятия, Лукашенко не тронул.
Теракт в метро
11 апреля 2010 года в 17.55 на станции метро «Октябрьская» прогремел взрыв, от последствий которого погибли на месте и скончались в больницах 15 человек, около двухсот получили ранения. Ожидалось, что кадровые оргвыводы последуют незамедлительно. Но все руководители КГБ и МВД вновь усидели в своих креслах: гнев президентский их даже не зацепил. На сегодняшний день крайними оказались: постовой милиционер, который не заметил парня с тяжелой сумкой на станции метро «Фрунзенская», да начальник метрополитена с директором завода.
Вот и получается как в басне дедушки Крылова «Волк и Ягненок»: у сильного всегда бессильный виноват…
Виктор ФЕДОРОВИЧ