Инициатива поощряется. В Малоритском районе бизнесменам не только помогают ресурсами, но и подсказывают, в какой сфере дела пойдут успешнее

Источник материала:  
Инициатива поощряется. 
В Малоритском районе бизнесменам не только помогают ресурсами, но и подсказывают, в какой сфере дела пойдут успешнее

Малоритский район — небольшой, граничащий с Украиной уголок белорусской земли. Производства республиканского масштаба здесь нет, как нет и богатых месторождений. Однако в районе работает около четырехсот малых и средних предприятий частного бизнеса — цифра довольно впечатляющая. Почему предприниматели выбирают этот южный регион в качестве стартовой площадки? Как им удается работать на себя и получать солидный доход? Корреспондент “НГ” попытался разгадать формулу успеха бизнесменов Брестской области.

Удачный старт

Подъезжая к Малорите, нельзя не заметить высокие белые столбы. Плотными рядами бетонных стволов “засажено” почти сто гектаров земли. Для непосвященных это странное сооружение — загадка. Но все малоритчане знают: здесь работают единственные в Беларуси хмелеводы.— Началось все со звонка брестского друга, — вспоминает Валерий Антонович события двадцатилетней давности. — Был тяжелый 91-й год. И когда мой товарищ предложил встретиться с сотрудниками солодовенного завода из немецкого Ландсберга, обсудить возможность наладить совместное дело, я тут же ответил согласием.В то время в колхозе “Малоритский” работал небольшой пивоваренный заводик, который, правда, вскоре прекратил свое существование. Однако маленькое предприятие подтолкнуло Валерия Николаевича, тогдашнего председателя хозяйства, к решению построить на восьми гектарах хмелевые шпалеры. Через полтора года было зарегистрировано новое совместное белорусско-германское предприятие “Бизон”. Немецкая сторона внесла свой вклад техникой, белорусская — плодородной землей. И стартовые восемь гектаров выросли в 90 с лишним. После такого старта “Бизон” просто обязан был разогнаться.Через пару лет малоритский хмель закупали практически все пивзаводы страны: Брестский, Лидский, Речицкий, Бобруйский, минская “Криница”. После продажи части акций некоторых из них зарубежным инвесторам ситуация, конечно, изменилась. Однако единственные в стране хмелеводы остались на плаву — на “Бизоне” оперативно отреагировали на изменения рынка, сумели подстроиться под новые реалии.

Не раздать, а направить

— Тогда, двадцать лет назад, мы были уверены: у Валерия Антоновича все получится. Поэтому и землей помогли, и в целом сориентировали, — говорит председатель Малоритского райисполкома Казимир Лапич. — Именно в этом и видим свою основную задачу — не раздавать ресурсы каждому, кто решил заниматься предпринимательством, а четко направлять начинающих бизнесменов в нужное русло, параллельно помогая им.Подтверждая правомерность такого мнения, можно привести пример. “Бизон” — предприятие положительного опыта. Однако не у всех предпринимателей дела идут столь же гладко. Несколько лет назад в исполком Малоритского района наведался начинающий делец. Хотел взять в аренду бывшие военные ангары, чтобы разводить калифорнийских червей. Продавать этот “товар” он собирался в качестве добавки к комбикорму. Однако молодой человек не догадывался: чтобы его задумка осуществилась, нужны объемы производства, во много раз превышающие его возможности. Планируемый им выпуск червей был слишком мал, для того чтобы заинтересовать животноводческие фермы. К тому же он не задумался об органическом корме для “подопечных”. В райисполкоме предупредили: “Ангары под аренду сдать не жалко, но вы к такому бизнесу не готовы. Попробуйте облегчить себе задачу”. Предприниматель совету не внял, и в итоге у него не получилось поднять это дело. Лишь потратил деньги, время и усилия.

Инициативным помогут всегда

— Мы изначально, еще с появления нашего независимого государства, уделяли немало внимания развитию предпринимательства. Понимали — это дело перспективное, — говорит Казимир Лапич. — Малоритский район небольшой, однако у нас насчитывается около 400 объектов малого и среднего бизнеса. Большинство из них занято торговой деятельностью — сказалось в том числе и географическое расположение (рядом Польша и Украина). Конечно, хочется направить деловых людей в производственную сферу. Однако пока что таких меньшинство. Но мы стараемся сориентировать молодых бизнесменов в этом направлении. Некоторые опасаются: торговать легче, чем что-либо производить. Кто-то не знает, с чего начать, но жаждет проявить инициативу. Мы помогаем всем: и советом, и делом, и по возможности ресурсами.В частности, продолжается строительство завода на меловом месторождении в Хотиславе. Всего будет создано три предприятия по производству стройматериалов, оснащенных суперсовременным автоматическим электронным оборудованием. Каждое будет выпускать свою продукцию. Объединяет все три проекта то, что в них был вложен частный капитал. Скоро, в августе, свет увидит первый малоритский кирпич.Недавно Брестский облисполком выделил для льготного кредитования на развитие малого предпринимательства 5 миллиардов рублей. “Хорошее предложение от частника плюс в случае надобности финансового толчка кредит в сочетании с содействием местных властей — такова формула дальнейшего развития бизнеса в регионе”, — считает глава района.Оказывая содействие предпринимательству, руководство Малоритчины получает и ответную помощь — в решении социальных проблем района. Во-первых, местный частный бизнес ежегодно создает около сотни рабочих мест, поэтому уровень безработицы неизменно падает. Во-вторых, мобильные мини-предприятия быстро подстраиваются под изменения на рынке, показывая пример крупным производителям; создают конкурентную среду. В-третьих, не стоит забывать и про поступления финансов в региональную казну от фирм-частников через налоги. Районный бюджет нуждается в них: объекты здравоохранения ждут 15 миллиардов рублей для своего полного обновления, стоит уделить внимание и объектам образования и культуры. То есть все поступления отправятся на поддержку социальной сферы района.

←Гаспадары сваёй зямлі. З чаго пачынаецца патрыятызм

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика