«Дело Громовича». Второй судный год пошел

Источник материала:  
26.05.2011 11:57 — Новости Общества

Белорусскому военному суду не хватило года, чтобы поставить точку в одном из самых громких уголовных дел последних лет. Оно касается сотен эпизодов незаконного перемещения через белорусскую таможенную границу крупных партий различных товаров с ущербом для бюджета более чем на 30 миллиардов рублей.

В СМИ эта история получила название«дело Громовича» — по фамилии одного из 36 обвиняемых, который в прошлом возглавлял Департамент финансовых расследований КГК и был заместителем начальника Управления КГБ по Брестской области. Процесс начался 21 мая 2010 года и идет в закрытом режиме.

Напомним, по выводам следствия, которое вела следователь Генеральной прокуратуры Светлана Байкова, в начале 2000-х годов из стран Западной Европы через границу Беларуси незаконно ввозились различные дорогостоящие грузы без уплаты в полном объеме таможенных платежей. Это стало результатом совместных действий ряда сотрудников таможни, КГБ и МВД, которые обвиняются в создании преступной организации и участии в ней.

Дело оказалось сложным и запутанным для предварительного расследования и не менее сложным для судебного разбирательства. Во-первых, следствие длилось несколько лет и выясняло ход событий, как минимум, пятилетней давности: основные партии грузов в количестве свыше 1300 пересекали границу Беларуси в период с апреля по ноябрь 2001 года. В материалах следствия упоминаются суммы взяток, исчисляемые десятками, а то и сотнями тысяч долларов, доказать получение которых по прошествии стольких лет, мягко говоря, проблематично.

Во-вторых, по делу проходит около 1500 свидетелей, и далеко не все из них явились в суд, чтобы дать показания. Из-за этого некоторые заседания длились менее часа. Обеспечить явку в суд ряда ключевых свидетелей не удалось даже с привлечением Интерпола. В их числе — объявленный в международный розыск бывший сотрудник ГАИ, ставший бизнесменом Александр Клейман. Примечательно, что его местонахождение хорошо известно. Когда начались массовые аресты фигурантов незаконных таможенных дел, он уехал в Польшу, сейчас живет в Бяла-Подляска.

В ответ на повестку белорусского суда о явке в качестве свидетеля Клейман прислал несколько писем, в которых сообщил, что опасается за свою жизнь, ибо со стороны родственников обвиняемых к нему поступают требования изменить показания, данные им следствию, и угрозы.

К месту заметить, вернуть Клеймана на родину белорусская прокуратура пытается с 2007 года. Для наших правоохранителей он не только важный свидетель по резонансному уголовному делу, но и обвиняемый в создании преступной организации. Польская сторона уже трижды отказывала в экстрадиции Клеймана. В очередной раз это случилось в первых числах мая текущего года. Суд Люблина изучил угловно-процессуальные аспекты обвинений, выяснил, насколько в Беларуси соблюдаются права человека, и не нашел оснований для выдачи. Со слов адвоката беглого бизнесмена, его клиент считает, что суть дела связано с его отцом, который во время президентских выборов 2006 года отказался подписывать протокол с фальсифицированными результатами выборов. Этот аспект был взят во внимание польским судом, но решение об отказе в экстрадиции не окончательное.

Как уверяет интернет-газету Naviny.by источник в правоохранительных органах Беларуси, «преследование по политическим мотивам» - не более чем легенда Клеймана, которая в нынешних условиях, разумеется, хорошо работает. На самом деле вопросов к бизнесмену накопилось как со стороны прокуратуры, так и со стороны КГБ. Интерес последнего вызван, скорее всего, тем, что многие проблемные вопросы на границе Клейман «решал» через своего отца, который был знаком с очень высокопоставленными чинами госбезопасности. В их числе, например, бывший начальник УКГБ по Брестской области полковник Петр Аксючиц, также разыскиваемый Интерполом.

Живет в Польше и еще один свидетель по «делу Громовича» — Александр Клим. В адрес Генпрокуратуры и Белорусского военного суда он, как и Клейман, прислал письма с такими же объяснениями, почему он не может приехать в Минск. Правда, Клим перед белорусским законом чист, но и в его судьбе есть масса криминальных пятен. По одному из эпизодов уголовное преследование в отношении него прекращено из-за истечения сроков давности. По другому — его осудили, он отбывал наказание, но был помилован президентом. Бояться вроде Климу нечего, но рисковать он явно не хочет.

Есть в этом громком деле еще один, можно так сказать, ключевой участник тех событий на таможенной границе Беларуси, в которых сегодня пытаются разобраться военные судьи. Некто Павел Молочко в одном лице выступает и как подозреваемый в организации незаконного транзита через Беларусь крупных партий грузов по поддельным товарно-сопроводительным документам, во взятках должностным лицам таможенных и других органов, и как… свидетель со стороны того же обвинения. В марте прошлого года Молочко по требованию белорусской стороны был задержан в Украине, но ввезти его в Беларусь в наручниках не удалось. Молочко — гражданин ФРГ, возможно, он там теперь и находится.

Не исключено, что именно откровенные показания Павла Молочко о действовавшей на границе криминальной схеме в «тесном союзе» бизнеса и правоохранителей с большими звездами на погонах довели следователя Генпрокуратуры Светлану Байкову до скамьи подсудимых. Рассмотрение «дела Байковой»  проходит тоже за закрытыми дверями - в Верховном суде. Напомним, что ее обвиняют в совершении должностных преступлений. В процессе заявлено участие 150 свидетелей. Naviny.by не располагают сведениями, что хотя бы один из них представляет сторону защиты.



Виктор ФЕДОРОВИЧ

←Белорусско-германский проект по организации работы с пожилыми людьми реализуется в Кобрине

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика