Швед погрыз волынку

Источник материала:  


Впервые за свою 10-летнюю историю белорусский фестиваль волыночной музыки «Дударскi фэст» презентовал белорусскому меломану по-настоящему легендарных гостей - шведскую фолк-формацию Hedningarna . Приезд угрюмых шведских парней, играющих, по собственным заверениям, «акустик-диско», стал возможен благодаря посольству Швеции в Беларуси.


Оказывается, существует отдельная категория меломанов - поклонники скандинавского фолка. Эти люди не очень-то похожи на стандартных посетителей «Дударскага фэсту», традиционно привлекающего завсегдатаев реконструкционных клубов, поклонников седой белорусской старины, любителей аутентичного фолка и традиционной культуры.

Меломаны на этот фест ходят не всегда: гораздо более интересен он самим исполнителям, традиционно участвующим в мастер-классах, активно изучающих судьбу волынки, «дуды» белорусской в историческом, мировоззренческом и культурологическом контекстах. Но вот на концерт Hedningarna явились настоящие поклонники - люди, собравшиеся перед дверями Дворца ветеранов, беседовали о том, что лучше - «Гармарна или Хеднингарна» и где именно правильно ставить ударение во всех этих названиях. Обсуждался также и «этот загадочный шведский английский» , и похожесть шведского фолка на белорусский.

Данное сходство было отмечено и почетным основателем «Дударскага фэсту» этнокультурологом и музыкантом Тодарам Кашкуревичем, которого нынешний куратор феста Змитер Сосновский пригласил на сцену. Тодар ударился в долгоиграющий культурологический спич, отметив музыку именитых гостей такими точными эпитетами, как «эмоциональная, мужская, волевая» , а также сообщив, что у нашего фолка со шведским «похожие мелодические фактуры». Он говорил бы еще очень долго, но начался концерт.

Четверо странных долговязых мужчин, вышедших не сцену, звучали как струнный средневековый оркестр. У каждого в руке был какой-нибудь странный инструмент: то подобие колесной лиры, то гигантский симбиоз скрипки и цимбал, то нечто вроде увеличенного альта. Управляя всеми этими скрипучими машинами при помощи рычагов, пальцев, колесиков, они выдавали тягучую и густую, как патока, но очень танцевальную фолк-музыку с редкими вкраплениями вокала. Редкими - потому что вообще-то эти парни совсем не певцы. Просто из группы в 2003г. ушли вокалистки, и ансамбль решил переквалифицироваться в инструментальный.

Несмотря на заверения Сосновского и Кашкуревича, обещавших феерию скандинавского фольклора, Hedningarna играли не совсем традиционный фолк. Их композиции - своеобразное арт-роковое переосмысление классических фолк-мотивов, или даже вольные сочинения в традиционных гармониях. Они импровизировали и создавали настоящую стену звука, отлично сочетаясь с замаскированной рок-н-ролльностью белорусов «Стары Ольса». Их пьесы, скорее, смесь арт-рок-музыки и музыки электронной и танцевальной, но сыгранной в контексте исключительно фолк-музыки Севера - от Скандинавии до, между прочим, Карелии (у группы есть даже альбом Karelia Visa ). Это как если бы музыкантов, играющих электрический танцевальный рок, вдруг забросили в Средневековье, где вместо электричества кругом волынки, лиры и прочая экзотика. Тем не менее есть в репертуаре группы и совсем традиционные композиции, очень проникновенные.

Hedningarna в какой-то момент перестала бояться белорусской публики и много и активно с ней беседовала на прелестном Swedish English . Они рассказывали обо всех своих необычных инструментах. Презентуя волынку, мультиинструменталист Андерс Норудде отметил ее схожесть с белорусской «дудой» - только, мол, ваша выглядит иначе и звучит чудовищно громче. Последовала традиционная для «Дударскага фэсту» волыночная шутка: «Я тридцать лет учился играть на этом инструменте. Причем первые двадцать ушли на то, чтобы его настроить». В какой-то момент разбушевавшийся от фолк-ритмов музыкант схватил волынку в зубы и начал ее трепать - почему-то вспомнилось выражение «как Тузик грелку». А серьезно выглядевший цимбалист-скрипач Хольбус в какой-то момент вытянул из-под полы гигантский варган из папье-маше, чтобы объяснить, что за штука воет у них в сэмплах. После чего презентовал свою «ударную арфу или бас-цимбалы, как вам удобнее» - редкий и удивительный инструмент, которых в мире осталось очень немного.

Разухабившись, музыканты начали рассказывать вообще о сюжетах песен: «Это песня про тролля и карлика. Гнома, да, точно. Тролль встречает - да, гнома. Они начинают драться. Гном, естественно, убивает тролля. Такая вот песня. Эти песни у нас исполняются в рамках, эээ, «ролешпиле» . «Ролевая игра!» - догадалась публика. Ольбус с труднопонятным суровым нордическим юмором презентовал собственную композицию кулинарной направленности: «Эта песня называется «Суп». Потому что я очень люблю варить суп. Однажды я варил суп и придумал эту песню». В общем, уважаемая группа выглядела на сцене как натуральные подростки - что не могло не радовать. «Мы очень старые. Нам на самом деле много лет», - объявили музыканты и пообещали исполнить трибьют музыке своей юности - шведскому прогу 1970-х гг. и группе Status Quo . Увы, никто из зрителей не опознал ни того, ни другого. Зато всем понравилась эпическая песня про трудовика - Ольбус и Андерс подробно объясняли, как это, когда у тебя на уроках труда выходит не шкафчик и тумбочка, а черт знает что, как на это реагирует трудовик и какова вообще роль трудовика в жизни подростка. Это все было очень похоже на что-то наше, белорусское, родное. Все ждали, что последует песня про физрука, но ее не было.

«А сейчас мы будем играть акустическое техно!» - пообещали Hedningarna ближе к финалу концерта. Публика начала танцевать, но только почему-то белорусские традиционные танцы: видимо, эстетика фестиваля довлела. Чей-то ребенок, совсем маленький мальчик, с пластиковой бутылкой вскарабкался на край сцены и начал обеспечивать перкуссию. После концерта малыш, немного подумав, уверенно вышел в центр сцены и с очень важным, почти официальным видом пожал руку музыкантам: нормальный концерт, мужики!

СПРАВКА «БелГазеты». Группа Hedningarna (на шведском «Язычники») была образована в Швеции в 1988г. музыкантами Андерсом Норудде, Бьерном Толлином и Хольбусом Тотте Маттсоном. Они выпустили около десятка альбомов. В своем творчестве музыканты сочетают старинные и народные инструменты с электронной музыкой и сэмплами. Группа активно гастролирует по всему миру, а в начале 2000-х гг. в США группа «озвучивала» балет, основанный на их музыке. Сейчас коллектив записывает новый альбом, который выйдет после почти 8-летнего перерыва в студийных записях.
←Бывший главный финансовый следователь Беларуси получил три года лишения свободы

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика