Городской альянс
Городской альянс
Города–соседи совсем близко подобрались друг к другу... |
Путь из Полоцка в Новополоцк, если ехать на маршрутке, займет не более пяти минут. Города–соседи совсем близко подобрались друг к другу. Разговоры об их возможном объединении возникали не однажды. Последний раз интерес к теме оживился в начале года, когда председатель Витебского облисполкома Александр Косинец заявил: «Окончательное слияние Полоцка и Новополоцка — вопрос времени». Интересно, насколько близка эта перспектива?
Два в одном
Для начала немного истории. Когда в 1958–м вместе с крупнейшим нефтеперерабатывающим заводом начал строиться Новополоцк, белорусское правительство предлагало развивать его как район Полоцка. Но в Москве настояли, чтобы это был отдельный населенный пункт. Так на левом берегу Западной Двины примерно в 7 километрах от старинного Полоцка вырос молодой красавец сосед. Местные жители привыкли, что инфраструктура двух городов фактически едина. Сегодня между 100–тысячным Новополоцком и почти 83–тысячным Полоцком ходят маршрутки, рейсовые автобусы. Полочане ездят на работу на «Нафтан», а новополочане — на «Полоцк–Стекловолокно». Главный корпус Полоцкого госуниверситета находится в Новополоцке. Там же — и травматология, одна на двоих. А вот онкологический диспансер — в Полоцке. Дискотеки молодежь предпочитает в Новополоцке. А в выходные рынок в Полоцке собирает покупателей со всего региона.
— Новополочане гордятся своим городом, — уверяет председатель Новополоцкого горисполкома Наталья Кочанова.
— Основываясь на мнениях, услышанных на приемах граждан, в трудовых и учебных коллективах, рискну предположить, что большинство земляков вряд ли поддержат идею объединения.
Сложности могут возникнуть не только на эмоциональном уровне. Полоцк — старейший белорусский город, колыбель духовности, культуры с мощной туристической составляющей. Географический центр Европы. А Новополоцк — промышленный, научный центр со своей особой субкультурой.
— Чтобы объединенный город развивался динамично, необходимо учесть особенности его частей, — заостряет внимание доцент кафедры экономики и управления Полоцкого госуниверситета Елена Лисиченок, защитившая кандидатскую диссертацию по развитию интеллектуального потенциала Витебщины. — На первый взгляд противоположности дополнят друг друга. Но когда дело касается управления, выработать идеальный единый подход, как правило, нелегко.
Больше — лучше
Со стороны поселка Экимань Новополоцку остается построить всего один микрорайон на 100 тысяч «квадратов» жилья. Больше места для развития города на левом берегу Двины нет. Его перспективы — на правобережье возле деревни Чернещино, к которой также приближаются новостройки полоцкого микрорайона Аэропорт. Строительство в последние годы растет быстрыми темпами, и города неминуемо вплотную подойдут к границам друг друга. Рядом с Чернещино планируется возвести автомобильный мост через Западную Двину, который свяжет два города, в том числе — трамваем. Сейчас этот экологически чистый транспорт есть только в Новополоцке. Многим наверняка идея придется по душе, ведь в часы пик в автобусах №№ 5 и 10, курсирующих между городами, настоящее столпотворение.
— Мы ближе друг к другу, чем некоторые минские микрорайоны, поэтому разговоры о грядущем объединении обоснованны, — считает председатель Полоцкого горисполкома Александр Позняк. — Крупный населенный пункт будет более привлекательным и для инвесторов.
Большой город обещает и солидную прибыль. Поэтому бизнесмены, возможно, охотнее вложат деньги в мини–гостиницы, кафе, другие туристические объекты, которые после корректировки генплана Полоцка собираются разместить в историческом центре вместо «выселенных» оттуда предприятий. Да и масштабный проект по строительству современного мусороперерабатывающего завода реализовать в случае объединения проще, так как с сырьем для него будет меньше проблем.
Взаимное притяжение
Специалисты говорят, что слияние городов может быть частичным или полным. Но если выбран второй вариант, когда отмечать день рождения единого населенного пункта? Сколько средств уйдет на выплату пособий при сокращении штата управленцев, смену бланков, вывесок, переименование улиц с одинаковыми названиями?
— Необходимо просчитать все плюсы и минусы, составить четкое экономическое обоснование столь серьезного шага, — полагает Наталья Толсташева, старший научный сотрудник Витебского центра региональных исследований и разработок, который уже пытался отыскать аналогии объединений в мировой практике. — В Канаде, Швеции, Японии и России мы сталкивались в основном с компактным скоплением городов, где благодаря развитой транспортной инфраструктуре жители более мелких населенных пунктов пользуются благами крупных соседей. В России, например, это позволяет рассчитывать на более серьезное бюджетное финансирование.
Однако наша ситуация по–своему уникальна. Как она будет развиваться? Пройдет ли референдум? Состоится анкетирование?
— Потребуются изменения в законодательстве, которые могут быть приняты на уровне Президента, — внес недавно ясность председатель Витебского облисполкома Александр Косинец. — Новый мост через Западную Двину, ледовый дворец, который планируется построить в Новополоцке, проектируются таким образом, чтобы пользоваться ими было удобно жителям двух городов. Нет необходимости строить два дворца. Сегодня нужно считать деньги. Поэтому и системы здравоохранения, транспорта, торговли, ЖКХ, социальной помощи двух городов должны развиваться как единые.
По словам председателя Витебского облисполкома, в данный момент на повестке дня вопрос объединения не стоит. Пока речь идет о том, чтобы планомерно строить, развивать и естественным образом сближать соседствующие города.
Прямая речь
Вадим Девятовский, серебряный призер Олимпийских игр, депутат Новополоцкого горсовета, председатель городской организации РОО «Белая Русь», почетный гражданин Новополоцка:
— Очень люблю Полоцк и черпаю там духовные силы, но считаю, что Новополоцк своим трудом и достижениями заслужил, чтобы быть отдельным городом. Такой же точки зрения придерживаются и строившие его люди, с которыми я общаюсь. У меня было много вариантов, чтобы продолжить карьеру в другом городе и стране, но я предпочел остаться в родном Новополоцке. Я благодарен ему за поддержку, оказанную во время разбирательства из–за проблем с допинг–пробой, возникших после Игр–2008. И если от моего голоса что–то будет зависеть, я отдам его за то, чтобы мой город сохранил свое имя.
Автор публикации: Сергей ГОЛЕСНИК