В бой идут «умные» системы

Источник материала:  
Беседовал подполковник Игорь Кандраль, kandral@vayar.sml.by © Фото автора

Подавляющее большинство видов современного оружия сегодня базируется на IT-технологиях. Время, когда к нему можно было подходить с молотком и отверткой, прошло. Сейчас, чтобы умело обращаться с вооружением и техникой, требуется наличие высшего технического образования и обширный опыт. А еще — знание информационных технологий, которые и лежат ныне в основе автоматизированных систем управления войсками.

О том, какие технологии применяются сегодня в армиях мира, нашему корреспонденту рассказал начальник 1-го научно-исследовательского отдела (информационных технологий) — заместитель начальника научно-исследовательского центра Научно-исследовательского института Вооруженных Сил Республики Беларусь
полковник Дмитрий Вержбалович.

Наша справка

Полковник Дмитрий Игоревич Вержбалович, кандидат технических наук, доцент. Окончил с красным дипломом факультет автоматизированных систем управления МВИЗРУ ПВО в 1988 году.
Проходил службу на Дальнем Востоке. Затем окончил адъюнктуру при кафедре АСУВ Военной академии Республики Беларусь.

Там же преподавал. В настоящее время занимается научной деятельностью.

— Дмитрий Игоревич, когда вы оканчивали Минское ВИЗРУ, об информационных технологиях речи не шло. А теперь…

— Да, этот термин в те годы практически не применялся. Но следует напомнить, что нас учили работать на одних из самых передовых автоматизированных систем управления ЗРВ — легендарных «Сенеже» и «Байкале», которые не уступали западным аналогам. В Советском Союзе в этом направлении существовала мощная научная школа, которая тесно взаимодействовала с промышленностью. Результатом такого взаимодействия и стали названные мною и многие другие автоматизированные системы.

После выпуска из училища я проходил службу на автоматизированном командном пункте зенитной ракетной бригады именно на этих системах, позже — преподавал на кафедре АСУ. Так что, можно сказать, вся моя профессиональная деятельность связана с автоматизированными системами управления и информационными технологиями.

— Уточните для непосвященного читателя: что такое информационные технологии?

— Это, строго говоря, технология обработки информации. Этот процесс объективен. Человечество всегда занималось сбором, накоплением, хранением, обработкой информации. Именно на основе обработанной информации принимается большинство решений. Ученые считают, что интуиция — это те же информационные процессы, но выполняемые на подсознательном уровне. Появление письменности, книгопечатания, фотографии, кинематографа — все это тоже следует относить к понятию «информационная технология».

В Законе Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» определено, что «информационная технология — это совокупность процессов, методов осуществления поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также пользования информацией и ее защиты».

Во второй половине ХХ века человечество вступило в новую стадию своего развития — информационную. Впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран стала информация. Постоянная тенденция перекачивания трудовых ресурсов из сферы материального производства в информационную сферу ознаменовала начало перехода к новому, «информационному» обществу.

— А как так получилось, что понятие «информационные технологии» стало ассоциироваться с компьютерами?

— Это тенденция последних десятилетий — все более полная «цифровизация» различных информационных потоков. И в этом процессе важнейшей причиной является повсеместное распространение различных цифровых устройств — в первую очередь компьютеров.
Поэтому понятие «информационная технология» связывается сегодня именно с процессами обработки информации в цифровой форме.

— Ныне современную армию уже невозможно представить без компьютерного оборудования…

— Все более широкое внедрение информационных технологий является сегодня общемировым явлением. Оно наблюдается практически во всех сферах человеческой деятельности — в том числе и в военной. В Концепции системы обеспечения информацией органов военного управления Вооруженных Сил дано такое определение информационной технологии: это совокупность методов, способов, приемов и средств обработки документированной информации, включая прикладные программные средства, и регламентированного порядка их применения.

Деятельность вооруженных сил характеризуется специфичными, особо жесткими требованиями к работе с информацией и к средствам, эту работу реализующим. Пожалуй, ни в какой другой сфере деятельности, кроме военной, информация с древних времен не воспринималась как ключевой фактор обеспечения самого существования, сохранения жизни государства, с одной стороны, и подавления, уничтожения противника — с другой.

— Так все-таки: какова сейчас роль информационных технологий в современной войне?

— Анализ современного мирового опыта показывает: успешное проведение военных операций требует своевременного комплексного информационного обеспечения боевых действий, что уже невозможно без современных информационных технологий. Сегодня последствия неэффективной работы с информацией — это потери личного состава, вооружения, военной техники, которые в значительной мере предопределяют победу или поражение. Причем очень быстро и бесспорно.

Многие военные аналитики считают, что широкое применение современных информационных технологий привело к революции в военном деле. Обычно в качестве примера рассматривают войны последних лет, которые проводили США. Например, за счет применения информационных технологий войска США в Ираке в 1991 году (те события считаются первой информационной войной) приобрели боевой потенциал, втрое превышающий боевой потенциал обычных частей. Информационные технологии обеспечили сокращение среднего времени подлета и подготовки к атаке ударных вертолетов с 26 до 18 минут и увеличение степени поражения целей ПТУР с 55% до 93%. Обработка и передача донесений в вышестоящие штабы в звене рота — батальон сократилась с 9 до 5 минут, вероятность дублирования телеграмм снизилась с 30% до 4%, передачи подтверждающей информации по телефонным линиям — с 98% до 22%.

— Интересно, как же удалось достичь такого сокращения затрат времени?

— Современные цифровые устройства позволяют успешно реализовывать тенденцию максимального сжатия цикла управления в цепочке «обнаружение — распознавание — наведение — поражение».

Пространство боя насыщается «умными» боевыми системами, роботами, высокоточным оружием, системами спутниковой связи, электронными картами, средствами позиционирования и навигации. Ожидается, что объем мирового рынка военных роботов в ближайшие пять лет возрастет с 5,8 млрд долларов в 2010-м до более 8 млрд в 2016 году. Ну и не надо забывать о поистине огромных военных расходах США.

— Налицо гигантский шаг в развитии оружейных технологий. Если вспомнить, чем наши деды и прадеды завоевали Победу в Великой Отечественной войне, то оружие полувековой давности и современное вообще даже трудно сравнивать…

— Сегодня существуют образцы вооружения, которые в принципе не способны функционировать без контроля компьютеров. Например, некоторые современные самолеты для повышения маневренности летают в режиме неустойчивого равновесия, которое полностью контролируется бортовым компьютером. При выходе последнего из строя человек, по некоторым сведениям, просто не в состоянии удержать машину в воздухе.

— Но сегодня, насколько я понял, речь идет уже об информатизации не отдельных видов оружия, а целых систем…

— Конечно. По сообщениям прессы, начальник британского генерального штаба Дэвид Ричардс планирует создать отдельное кибернетическое командование. Считается, что к такому решению он пришел после анализа опыта армии США, где аналогичное командование было создано в мае 2010 года.

Сегодня американцы проводят активную работу по созданию специальных средств для ведения кибернетических действий. Например, по данным The Guardian, центральное командование США заключило с одной из корпораций, базирующихся в Калифорнии, контракт на разработку программы, которая позволила бы одному сотруднику ведомства эффективно контролировать около десятка не связанных между собой виртуальных личностей в социальных сетях и блогах. По условиям контракта каждый из виртуалов должен иметь подробно проработанную биографию и прочие личные данные, чтобы не вызвать подозрений. И хотя в США заявляют, что эта разработка направлена на отслеживание в Интернете экстремистов и лиц, занимающихся антиамериканской пропагандой, легко можно назвать еще и такие цели, как влияние на формирование общественного мнения, инициация различных акций и прочие.

Человечество находится только в начале пути освоения возможностей информационных технологий. Как писал в книге «Свободное соединение» Дэвид Уайнбергер, информационные технологии — «…это новый материк, который мы только начинаем осваивать». Мы как колонисты, высадившиеся на неизвестном берегу и отправляющиеся вглубь. Мы не знаем, что там, и не представляем, что именно потребуется в пути… Но уже ясно: обычные методы не помогают, а новые еще не появились. Ясно, что само появление IT-технологий приведет к радикальному изменению традиционных структур, способов, методов и форм. Как именно — пока только начинает проясняться.

— А IT-технологии, как вы считаете, повлияют на развитие и совершенствование армий мира?

— Могу предположить, что должна произойти смена приоритетов. Вместо ставки на огневую мощь на первое место выйдет (и уже выходит!) ставка на своевременную, точную и качественную информацию. Вместо массирования сил и средств — сосредоточение результатов, когда несколько разнесенных в пространстве средств поражения обеспечивают синхронизированное воздействие на противника. Девизом армии вместо «Самые большие пушки» должен стать «Самые «умные» системы».

Разведка, анализ, принятие решения, доведение его до средств поражения должны выполняться в реальном времени с минимальными временными затратами (вот оно — сжатие цикла управления). Вероятно, на смену большим скоплениям техники и солдат, пробкам на дорогах и неповоротливой логистике должны прийти малочисленные, маневренные, оснащенные передовыми информационными технологиями подразделения, способные дистанционно управлять роботизированными огневыми средствами. В обязательном порядке — надежные защищенные бесшовные коммуникации, абсолютно прозрачные для всех абонентов, способные качественно функционировать в широком диапазоне внешних условий.

С другой стороны, реалиями нашего времени стало возникновение виртуальных сетевых организаций, в том числе террористических. Это новые вызовы, с которыми современному обществу еще только предстоит научиться бороться. В том числе — и в кибернетической сфере.

— Еще в советские времена Беларусь считалась высокоинтеллектуальным сборочным цехом. После развала СССР и кризиса 1990-х нашей стране удалось сохранить свой потенциал. Мы действительно можем конкурировать на рынке современных IT-технологий?

— Сегодня на предприятиях ВПК создаются самые передовые системы управления военного назначения. Существенный вклад в этот процесс вносит и военная наука. В первую очередь это — выполнение научно-исследовательских работ, направленных на формирование обоснованных требований к разрабатываемым образцам. На их основе совместно с представителями заказчиков работ и промышленности формируется задание на выполнение опытно-конструкторских работ. В процессе выполнения ОКР сотрудники нашего института осуществляют военно-научное сопровождение работ. А по завершении ОКР участвуют в испытаниях различного уровня.

Также сотрудники нашего НИИ принимают активное участие в разработке концептуальных и программных документов, направленных как на совершенствование военных систем управления, так и на комплексную информатизацию Вооруженных Сил. Сегодня, например, уже ведутся разработки современных средств связи и телекоммуникации, беспилотных летательных аппаратов, дистанционно управляемых огневых средств и прочих систем. К большому сожалению, значительная часть компонентов таких систем — иностранного производства, что вызывает определенную озабоченность в плане надежности, отсутствия недекларированных возможностей, обеспечения бесперебойных поставок.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что информатизация военной сферы, широкое внедрение информационных технологий рассматриваются на сегодня как одни из важнейших направлений повышения боеспособности вооруженных сил. Применение информационных технологий вызывает революционные преобразования, приводит к смене системы ценностей и приоритетов, которые еще только предстоит осознать и сформировать. Кибернетическое виртуальное пространство начинает рассматриваться как дополнительное измерение боевого пространства — и здесь наша республика имеет хорошие шансы достойно выглядеть на мировом рынке военных информационных технологий.

Предлагаем обсудить данный материал на форуме официального сайта Министерства обороны Республики Беларусь

←Как слаженно действовать в условиях химической тревоги

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика