В отношении опальных политических адвокатов начали возбуждать уголовные дела
Напомним, что в феврале текущего года Министерство юстиции лишило лицензий сразу четырех адвокатов, имевших отношение к защите обвиняемых по делу о массовых беспорядках во время президентских выборов 19 декабря 2010 года. В опалу попали Олег Агеев, защищавший бывшего кандидата в президенты Алексея Михалевича, его мать Татьяна Агеева, Владимир Толстик и Тамара Гараева -- бывшие адвокаты Ирины Халип.
Как сообщил Минюст, решение было принято по результатам проведенной министерством плановой проверки деятельности адвокатов Минской городской коллегии, в ходе которой "установлены грубые и несовместимые со званием адвоката нарушения законодательства".
Так действие лицензий Олегу Агеева и Татьяны Агеевой было прекращено "за грубые нарушения порядка оформления соглашений на оказание юридической помощи, препятствование лицензирующему органу в проведении мероприятий по контролю за соблюдением законодательства, выразившееся в представлении недостоверных сведений".
Владимир Толстик и Тамара Гораева лишены лицензий "за грубые нарушения законодательства о лицензировании, выразившиеся в отказе от оказания юридической помощи Ирине Халип". При этом, как пояснил «Еврорадио» отец Ирины Халип, отказа в защите со стороны адвокатов не было.
"Меня вообще удивила эта история. Потому что все действия министерства выглядят просто абсурдными. Чего они вдруг разволновались? Откуда у них такие сведения? Прежде всего, наверное, нужно было распросить их клиентов, как это происходило. А потом выносить какие-то решения. Это решение абсолютно безосновательное. Толстик никогда не отказывался вести дело моей дочери!" – заявил Владимир Халип.
Спустя три месяца после лишения лицензии в отношении адвокатов начали возбуждать уголовные дела. Первой подозреваемой стала Татьяна Агеева. Ей инкриминируется те же действия, в которых ее обвинял Минюст, но уже не со ссылкой на материалы плановой проверки министерства, а на некие материалы КГБ. При этом минимум вызывает недоумение тот факт, что деятельность адвокатов вообще не относится к сфере интересов органов госбезопаности. Даже инкриминируемая ей статья чисто милицейская.
Татьяне Агеевой инкриминируется совершение преступления, предусмотренного ч.1 ст.380 (подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков) и ч.2 ст.380 (подделка, изготовление, использование либо сбыт поддельных документов, штампов, печатей, бланков, совершенные повторно либо группой лиц по предварительному сговору) Уголовного кодекса Беларуси.
Якобы по данным КГБ, Татьяна Агеева летом 2010 года, являясь адвокатом юридической консультации Заводского района, внесла заведомо ложные сведения в соглашение по уголовному делу и лицевой счет адвоката, предоставив их в бухгалтерию Президиума Минской коллегии адвокатов в качестве основания для ежемесячного начисления заработной платы. Аналогичные действия адвокат якобы совершила и в сентябре 2010 года.
Пока сложно сказать, насколько обоснованы претензии КГБ. Можно лишь надеяться, что в этом разберутся следователи и суд. Но уже сегодня вызывает недоумение, как интерес КГБ к таким мелочам, так и некая плановая проверка Министерства юстиции, под крышей все того же КГБ.
Сведений о возбуждении уголовных дел в отношении других адвокатов пока нет. Однако, как удалось выяснить «Ежедневнику», на причастность к совершению данного преступления уже проверяется и сын Татьяны Агеевой, который защищал Алеся Михалевича.