Алферов: будущее белорусской науки невозможно без поддержки творческих и инициативных педагогов
Источник материала: БелТА
08.05.2011 16:32
—
Новости Общества
8 мая, Минск /Юлия Ванина - БЕЛТА/. Будущее белорусской науки невозможно без поддержки творческих и инициативных педагогов. Такое мнение высказал в беседе с корреспондентом БЕЛТА лауреат Нобелевской премии по физике Жорес Алферов.
Во время своего визита в Беларусь он посетил Национальную академию наук Беларуси и встретился с председателем Президиума НАН Анатолием Русецким и министром образования Сергеем Маскевичем.
"Для поддержки инициативных педагогов, оказания им помощи необходимо прикладывать много усилий на государственном уровне. Ведь вырастить из увлеченного наукой школьника настоящего ученого, способного совершить, открыть, сотворить - это тяжелый труд, требующий немалых затрат", - считает Жорес Алферов. Ученый рассказал, что помощь молодым талантам - одна из самых важных и ответственных миссий, которую возложил на себя Нобелевский лауреат. "Учрежденный мною фонд поддержки образования и науки создан для помощи талантливой учащейся молодежи, мы стараемся содействовать профессиональному росту юных ученых и искателей, поощрять их творческую активность", - подчеркнул ученый. Кстати, стипендиатами этого фонда уже являются несколько представителей белорусского студенчества.
Для любого младшего школьника самым большим авторитетом является не убеленный сединами академик, а старшеклассник, значит, необходимо развивать такое своеобразное сотрудничество "школа-вуз-наука", где младшие школьники, имея перед собой опыт старших товарищей, руководимые при этом студентами или молодыми учеными, могли бы учиться быть учеными, создавали бы идею и пытались бы ее реализовать, полагает Жорес Алферов. "Самое страшное услышать от педагога слова "это невозможно, потому, что нельзя", педагог обязан поощрять творческую инициативу и мысль", - подчеркнул он.
Появление новых производств, в том числе совместных, невозможно без влияния на их работу новых научных открытий и разработок. Например, Беларусь и Россия сейчас активно работают над созданием совместного производства в области светодиодных элементов и техники на их основе, а в сфере микроэлектроники работа ведется в рамках союзной программы. "Однако тут, в первую очередь, нужны именно разработки ученых, их предложения и сверхновые открытия. Такие же производства можно открывать по другим направлениям, главное для этого - научная мысль, творческое открытие, способное перевернуть взгляды людей. А такое открытие чаще всего совершается в юном возрасте, когда мысль вольна от штампов и стандартов, когда есть еще желание зайти за грани и сотворить то, что потом назовут Открытием", - отметил ученый.
Жорес Алферов особо подчеркнул сотрудничество физиков-технологов Санкт-Петербурга и белорусских. "Оно очень продуктивно и полезно для обеих стран, а в сфере образования таким положительным примером может служить сотрудничество питерского лицея и лицея БГУ", - отметил он. Следующим шагом продвижения сотрудничества можно назвать договоренности, которые в эти дни были заключены с Гродненским госуниверситетом имени Я.Купалы. "Мы будем проводить совместные семинары и лекции, будем приглашать студентов и преподавателей на стажировки, совместно разрабатывать различные проекты. Могу ответственно заявить, что в Беларуси база для проведения всех этих мероприятий - высшего качества", - заключил Жорес Алферов.
Известный физик получил Нобелевскую премию в 2000 году за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.
Во время своего визита в Беларусь он посетил Национальную академию наук Беларуси и встретился с председателем Президиума НАН Анатолием Русецким и министром образования Сергеем Маскевичем.
"Для поддержки инициативных педагогов, оказания им помощи необходимо прикладывать много усилий на государственном уровне. Ведь вырастить из увлеченного наукой школьника настоящего ученого, способного совершить, открыть, сотворить - это тяжелый труд, требующий немалых затрат", - считает Жорес Алферов. Ученый рассказал, что помощь молодым талантам - одна из самых важных и ответственных миссий, которую возложил на себя Нобелевский лауреат. "Учрежденный мною фонд поддержки образования и науки создан для помощи талантливой учащейся молодежи, мы стараемся содействовать профессиональному росту юных ученых и искателей, поощрять их творческую активность", - подчеркнул ученый. Кстати, стипендиатами этого фонда уже являются несколько представителей белорусского студенчества.
Для любого младшего школьника самым большим авторитетом является не убеленный сединами академик, а старшеклассник, значит, необходимо развивать такое своеобразное сотрудничество "школа-вуз-наука", где младшие школьники, имея перед собой опыт старших товарищей, руководимые при этом студентами или молодыми учеными, могли бы учиться быть учеными, создавали бы идею и пытались бы ее реализовать, полагает Жорес Алферов. "Самое страшное услышать от педагога слова "это невозможно, потому, что нельзя", педагог обязан поощрять творческую инициативу и мысль", - подчеркнул он.
Появление новых производств, в том числе совместных, невозможно без влияния на их работу новых научных открытий и разработок. Например, Беларусь и Россия сейчас активно работают над созданием совместного производства в области светодиодных элементов и техники на их основе, а в сфере микроэлектроники работа ведется в рамках союзной программы. "Однако тут, в первую очередь, нужны именно разработки ученых, их предложения и сверхновые открытия. Такие же производства можно открывать по другим направлениям, главное для этого - научная мысль, творческое открытие, способное перевернуть взгляды людей. А такое открытие чаще всего совершается в юном возрасте, когда мысль вольна от штампов и стандартов, когда есть еще желание зайти за грани и сотворить то, что потом назовут Открытием", - отметил ученый.
Жорес Алферов особо подчеркнул сотрудничество физиков-технологов Санкт-Петербурга и белорусских. "Оно очень продуктивно и полезно для обеих стран, а в сфере образования таким положительным примером может служить сотрудничество питерского лицея и лицея БГУ", - отметил он. Следующим шагом продвижения сотрудничества можно назвать договоренности, которые в эти дни были заключены с Гродненским госуниверситетом имени Я.Купалы. "Мы будем проводить совместные семинары и лекции, будем приглашать студентов и преподавателей на стажировки, совместно разрабатывать различные проекты. Могу ответственно заявить, что в Беларуси база для проведения всех этих мероприятий - высшего качества", - заключил Жорес Алферов.
Известный физик получил Нобелевскую премию в 2000 году за разработку полупроводниковых гетероструктур и создание быстрых опто- и микроэлектронных компонентов.
БелТА (оригинал новости)