Юрий Захаренко. Двенадцать лет без права на истину
7 мая 1999 года ближе к полуночи по пути домой в районе улицы Жуковского в Минске с применением насилия неустановленными лицами был похищен и увезен на легковом автомобиле в неизвестном направлении Юрий Захаренко. Такова официальная версия…
Уголовное дело по факту исчезновения экс-министра внутренних дел было возбуждено лишь 17 сентября того же года по признакам преступления, предусмотренного статьей 101 Уголовного кодекса («Умышленное убийство», в редакции 1960 года). С тех пор срок следствия каждые три месяца продляется; очередной — истекает 24 июня 2011 года.
Изредка в ответ на свои обращения родственники Юрия Николаевича получают из Генеральной прокуратуры тексты примерно такого содержания:
«Работа по раскрытию и расследованию этого преступления продолжается. Выдвинуты и исследуются различные версии совершения в отношении Захаренко Ю.А. противоправных действий, в том числе из корысти, на почве личных неприязненных отношений, в связи с его политической деятельностью, а также ряд других».
Досье Naviny.by. Юрий Николаевич Захаренко родился 4 января 1952 года в городе Василевичи Речицкого района Гомельской области. Возглавлял МВД Беларуси с 28 июля 1994 по 16 октября 1995 годов. За год с небольшим на этой должности практически полностью реорганизовал систему МВД. Вместо существовавших тридцати разрозненных структур создал четыре главка. В структуре криминальной милиции появились абсолютно новые службы: отделы криминальной разведки и контрразведки, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, межрайотделы по борьбе с организованной преступностью. Но от министра требовали скорейшего результата в борьбе с преступностью. В одном из интервью Юрий Николаевич посетовал: «В последнее время появилось много желающих порулить МВД, то предлагают сплошное разаттестование личного состава, то в очередной раз требуют сократить аппарат министерства». |
Жена, две дочери и внуки Захаренко эмигрировали в Германию, где получили политическое убежище. Мама Юрия Захаренко Ульяна Григорьевна живет в Беларуси.
«Поразительно! — говорит юридический представитель семьи Захаренко Олег Волчек. — Террориста, взорвавшего минское метро, нашли за сутки, а в этом уголовном деле полный застой. За прошедшие годы следствие не дало ответа ни на один вопрос, которые ставили вдова Юрия Николаевича и его мама. Хотя они, как потерпевшие, в соответствии со статьей 50 Уголовно-процессуального кодекса Беларуси имеют право получать от органа, ведущего уголовный процесс, уведомления о принятии решений, затрагивающих их права и интересы, а также получать копии этих решений. Ознакомившись со всеми постановлениями о продлении сроков предварительного расследования и постановлениями о приостановлении предварительного расследования, потерпевшие могут воспользоваться статьей 28 УПК, которая гарантирует им право участвовать в уголовном преследовании обвиняемых. Но следствие играет в «молчанку» и не ответило на вопросы, которых накопилось масса. Кто проходил или проходит подозреваемым по данному делу? Кто из сотрудников правоохранительных органов и спецслужб отрабатывался на предмет причастности к похищению Захаренко? Изучались ли материалы наружного наблюдения за Юрием Захаренко, которое, по имеющимся сведениям, было установлено за ним в дни, предшествующие его похищению? Проверялась ли версия похищений Юрия Захаренко, а также Виктора Гончара, Анатолия Красовского и Дмитрия Завадского, указанная бывшими следователями прокуратуры Олегом Случаком и Дмитрием Петрушкевичем и бывшим начальником следственного изолятора Минска Олегом Алкаевым? Ведь именно они первые заявили, что в стране действует бандформирование, называемое в народе «эскадроном смерти».
Справка Naviny.by. Вечером 16 сентября 1999 года лидер белорусской оппозиции Виктор Гончар и его друг бизнесмен Анатолий Красовский, вышли из бани в центре Минска и бесследно исчезли. На месте происшествия были обнаружены осколки стекла и кровь. Экспертиза установила, что осколки стекла — от джипа Красовского, а кровь принадлежит Гончару. Похитители не были установлены. |
7 июля 2000 года по дороге в аэропорт «Минск -2» исчез оператор ОРТ Дмитрий Завадский. Его машина была обнаружена на стоянке аэропорта. По делу о похищении Завадского осуждены пожизненно двое бывших бойцов антитеррористического подразделения «Алмаз» Валерий Игнатович и Максим Малик. Тело Завадского не найдено.
Бывшие сотрудники прокуратуры Дмитрий Петрушкевич и Олег Случак в июне 2001 года заявили о причастности ряда крупных чиновников и руководителей силовых структур Беларуси к похищениям лидеров оппозиции Юрия Захаренко, Виктора Гончара, бизнесмена Анатолия Красовского, журналиста Дмитрия Завадского и ряду других тяжких преступлений. Оба сотрудника эмигрировали в США, где получили политическое убежище.
Следствие по делам пропавших людей активизировалось осенью 2000 года. 23 ноября 2000-го был арестован и командир бригады спецназа внутренних войск МВД Дмитрий Павличенко. Его аресту предшествовали рапорты начальника СИЗО № 1 Олега Алкаева — об изъятии расстрельного пистолета накануне исчезновений Захаренко, Гончара и Красовского, — и начальника Главного управления криминальной милиции МВД Николая Лопатика — о том, что все пропавшие убиты (с упоминанием причастных к этому лиц) и месте их захоронения (спецучасток могил на Северном кладбище).
Однако в СИЗО Павличенко провел всего несколько часов. По слухам, он был выпущен по распоряжению президента. 27 ноября 2000 года своих должностей лишились генеральный прокурор Олег Божелко и председатель КГБ Владимир Мацкевич.
Генерала Лопатика отправили в отставку, в одном из интервью, когда его спросили о тех событиях, он заявил: «Я все забыл». Полковник Алкаев бежал в Германию, где получил политическое убежище.
…Эпизодически в интернете появляются различные сообщения вплоть до подробностей последних минут жизни Юрия Захаренко. Якобы есть такая видеозапись, которую некие люди хотят продать за 250 тысяч долларов. Однако официальных заявлений по этому вопросу традиционно нет. И так — уже двенадцать лет.
Некогда Юрий Сиваков, будучи в должности министра внутренних дел, утверждал, что раскрыть преступление, связанное с исчезновением его предшественника — «дело чести». Дело есть. С остальным, похоже, совсем худо…
Виктор ФЕДОРОВИЧ