Мода на два колеса

Источник материала:  

Мода на два колеса

Мода на два колесаБыть велосипедистом нынче модно. Если много лет назад ими становились те, кому автомобиль был не по карману, то сейчас многие крутят педали из идейных соображений: берегут свое здоровье и окружающий воздух. Благо и само транспортное средство усовершенствовалось настолько, что передвигаться на нем стало одно удовольствие. Решили попробовать? Тогда вперед по веломагазинам. Весна — самое время пересаживаться на двухпедального друга. Только для начала определитесь с тем, куда будете на нем ездить: на работу, дачу или кататься в парке. От этого зависит, какой именно велосипед вам нужен: дорожный, шоссейный или горный.


Городской велосипед (дорожный)


Он хорош для ежедневных поездок по городу. Конструкция такого велика довольна проста, обычно бывает от 3 до 7 передач, а иногда и вовсе одна. (Советские «Аисты» и «Уралы», знакомые нам с детства, — это не что иное, как дорожный велосипед.) Колеса прикрываются крыльями, защитный щиток страхует от попадания штанины в цепь. Дополнительно велосипед оборудуется багажником, светоотражательными элементами, фарой и сигналом. Тормоза на большинстве дорожных велосипедов ножные. Рамы могут быть как закрытые (мужские), так и открытые (женские).


Посадка на городском велосипеде очень высокая, поэтому руки при езде отдыхают. Комфорт создает и широкое подпружиненное седло, именуемое среди велосипедистов «диваном».


Плюсы. Главное преимущество дорожного велосипеда — простота в обслуживании. Все его самые изнашиваемые механизмы хорошо защищены от грязи. Переключать передачи можно стоя на месте, что удобно для городской езды с частыми остановками.


Минусы. Такие велосипеды достаточно тяжелые и не предназначены для экстремальных нагрузок.


Шоссейный


Визитная карточка такого велосипеда — гнутый нисходящий руль, называемый в народе «бараньими рогами». Рама довольно высокая и короткая, может быть изготовлена из хромомолибденовой стали, алюминиевого или титанового сплава, композитных материалов. Колеса, как правило, с очень узкими шинами (18 — 28 мм).


У таких велосипедов обычно от 15 до 30 передач, нет амортизаторов, покрышки узкие, иногда даже без рисунка. На гладком асфальте на шоссейном велосипеде можно развить скорость на 7 — 10 км/ч выше, чем на городском или горном. Правда, на крупнозернистом асфальте преимущество будет существенно меньше. Вообще, такой велосипед стоит выбирать, если вы собираетесь ездить по дорогам с хорошим покрытием.


Плюсы. Высокая скорость.


Минусы. Шоссейные велосипеды не очень универсальны. Низкая посадка неудобна для медленной езды, а узкие шины не позволяют ездить вне асфальта и по разбитым дорогам. На большинстве таких великов нет стандартных мест для крепления крыльев и багажников.


Горный


Этот велосипед — один из самых универсальных и модных типов. Он лучше всего приспособлен для движения по разным, в том числе не очень качественным дорогам. В большинстве моделей относительно небольшая, но прочная рама, которая может быть как из стали, так и из карбона. Практически у любого современного горного велосипеда есть амортизационная вилка, его руль длинный, прямой или с небольшим подъемом. Колеса с прочными и мощными шинами с развитым протектором. Они шире обычных 2 — 2,5 дюйма, но меньшего диаметра, с глубоким рисунком протектора на покрышках.


Горные велосипеды имеют от 21 до 27 передач. Их хватит и при скоростном движении по шоссе, и на крутом подъеме по тяжелой дороге. Причем переключать передачи такого транспортного средства можно, не отрывая рук от рамы. Кстати, от количества передач зависят максимальная скорость и время разгона. Впрочем, учтите, что на скорость горный велосипед не рассчитан.


Плюсы. Шины позволяют ездить по любой местности: как с горы, так и в гору. Возможность совершать всевозможные трюки.


Минусы. Скорость меньше, чем у некоторых других видов.


Рама


Материал, из которого сделана рама, можно выбрать как самый дешевый стальной, так и дорогой — титан или карбон. Все они отличаются не только по цене, но и по весу. Стальные достаточно прочные, подходят для повседневной езды, но при этом очень тяжелые — до 16 кг. Велосипед с хромомолибденовой рамой будет весить меньше, чем со стальной. А рамы из алюминия — самые легкие. Используется алюминий, конечно, не в чистом виде, а в сплаве с другими металлами. Самая распространенная рама с маркировкой 7005, но чем меньше эта цифра, тем лучше. Для продвинутых лучше выбрать велосипед с числом на раме 6061.


Велосипеды с титановой рамой встречаются редко. Они довольно прочные, но и дорогие, так же как и рамы из магния. А вот композитные материалы (карбон, кевлар) самые легкие, хотя и не столь надежные, как предыдущие.


Седло


Удобное седло, безусловно, важный элемент, ведь от него зависит, насколько комфортно вы будете себя чувствовать на велике. Узкие жесткие седла предназначаются для гонок, а длинные и широкие больше подходят для прогулочной езды. Дамам лучше выбрать велосипед с седлом более широким в задней части.


С материалом седла все просто. В дешевых моделях оно изготовлено из вспененного полимера, обтянутого кожзаменителем. На прогулочных и более дорогих велосипедах выбрать уже можно и модели с пружинами под сиденьем, а само седло делается с гелевыми вставками для максимального комфорта при езде.


Любое седло можно отрегулировать по высоте, наклону, а некоторые даже можно сместить вперед или назад, чтобы выбрать удобное для себя положение. Специалисты советуют выбирать такое положение седла на велосипеде, чтобы доставать до педали в самом нижнем ее положении ровной полностью вытянутой ногой, то есть стоять на педали надо полной стопой, а не дотягиваться носком. В остальном все зависит от ваших личных ощущений комфорта. Если седло вам кажется неудобным, а в остальном велосипед устраивает, просто замените седло на более подходящее для вас.


Колеса


При выборе их важны и размер, и обода, и шины, и даже количество спиц. На шоссейных и дорожных велосипедах обычно устанавливаются колеса с диаметром 28 дюймов, на горных — 26 дюймов. Понятно, что чем больше колеса, тем легче преодолевать большие расстояния.


Велосипед, на котором стоит алюминиевый обод, легче и прочнее стального, более устойчив к коррозии. Спицы также изготавливают из алюминиевых сплавов, они придают колесу дополнительную прочность и упругость. Для горных велосипедов лучше выбрать обода с 36 спицами — они выдерживают большую нагрузку. Такой вариант также хорош для тяжелых людей. Кроме того, чем больше пересечение спиц друг с другом, тем прочнее колесо.


Для горного велосипеда лучше выбрать широкие колеса с грунтозацепами. Тогда даже езда по песку, грязи или мокрой траве не будет для вас проблемой. Но на трассе велосипеды с такими шинами ведут себя хуже — шумят и скорость развивается не так быстро. Для хороших дорог и скоростной езды лучше выбрать велосипед с гладкими узкими шинами.


Компромиссный вариант — колеса с гладкой поверхностью в средней части шины и грунтозацепами по бокам. С такими шинами вы будете одинаково комфортно чувствовать себя и на дороге, и при езде по пересеченной местности.


Амортизаторы


Их устанавливают только на горных велосипедах. Амортизаторы бывают разные. На хороших амортизаторах можно выбрать для велосипеда жесткость, плавность сжатия/возврата амортизатора, длину хода, а также при желании полностью блокировать.


Лучшими считаются масляные амортизаторы: демпфер представляют собой картриджи, заполненные маслом, а амортизаторы могут быть как воздушными, так и пружинными. Масляно–пружинные амортизаторы самые долговечные, устойчивы к большим нагрузкам и перепадам температур. Но стоят они довольно дорого.


Тормоза


На дорожных велосипедах они обычно ножные. Ручные тормоза несколько удобнее, так как их можно нажать в любой момент (ножные в некоторых положениях педалей среагируют не сразу). Гидравлические тормоза более чувствительные, а тросики, которые есть в некоторых моделях, со временем растягиваются.


Оптимальный вариант — велосипед с дисковыми тормозами. Они дороже, но эффективны даже в слякоть.


Выбираем размер


Опытные велосипедисты советуют сделать следующее: разместить велосипед между ног, стоя на земле. При этом запас должен быть примерно 10 см. Большая (длинная) рама удобнее для езды на большие расстояния и по шоссе. Более короткая менее удобна для долгих заездов, но более верткая.


Обычно ростовка определяется в дюймах длины подсидельной трубы (или в сантиметрах), реже — буквами вроде S/M/L/XL. Параметры велосипеда у разных производителей различаются, также различается «шаг» размеров, так что ростовку нужно подбирать отдельно для каждой модели велосипеда. Приблизительно ростовка 13» соответствует росту 167 см, 16.5» — 172 см, 18» — 180 см, 19.5» — 184 см, 21» — 192 см.


Детям


Детские велосипеды производятся для разных возрастных групп: от 1 года до 3 лет, от 3 до 5, от 6 до 8 и от 8 до 10 лет. Главное правило при выборе — не нужно покупать велик «на вырост» — ребенку на таком велосипеде будет некомфортно и удовольствие будет испорчено. Детские велосипеды и без того рассчитаны на то, что малыш быстро растет, и у них, как правило, предусмотрено регулирование как высоты руля, так и высоты сиденья.


Немаловажная деталь — вес велосипеда. Солидные фирмы–производители стараются максимально облегчать вес конструкции. Стандартный диаметр колес, который имеют детские велосипеды, — от 16 до 20 см. Выбор велосипеда для детей, как и для взрослых, зависит от роста будущего хозяина. Принцип замера ростовки тот же — нужно поставить велосипед на ровную поверхность и расположить его между ног ребенка. Оптимально, если расстояние между телом и верхней рамой составляет примерно ширину ладони. Седло должно занимать такое положение, чтобы при педали в нижнем положении нога была почти полностью прямой. Если седло выдвинуто вверх максимально, а нога остается согнутой, — нужно подобрать велосипед с другой ростовкой.

Автор публикации: Ксения ЛАЗАРЕНКОВА

Фото: Артур ПРУПАС

←Личный подход

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика