Гигиена по импорту. Появятся ли в Беларуси собственные подгузники?
Опасность зависимости от импорта особенно четко проявилась в условиях нестабильности валютного рынка. Даже в связи с такими товарами, как средства гигиены.
Налетай, не скупись...
Во всех киосках на вопросы женщин, что есть из средств интимной гигиены, продавцы разводят руками: из импортных товаров еще есть Kotex, Tampax, польская Bella, а вот Always нет нигде. Мне удача улыбнулась лишь в одном-единственном киоске в торговом центре “Импульс”, что около столичного Комаровского рынка: “Это — последняя, за 9 тысяч рублей”, — снимает с витрины потрепанную временем пачку Always продавец. А ведь еще недавно они свободно лежали в каждом магазине за 5—6 тысяч рублей. “Мне самой подруги звонят, спрашивают, не припасено ли у меня пару пачек. “Но я даже им помочь не могу”, — разводят руками в другом киоске. Рассказывают, что только сегодня на белорусские “Мэгги” цены подняли на тысячу, на польскую Bella — всего на 300 рублей, а на Tampax — на все 5 тысяч.Молодые мамы сталкиваются с другой проблемой: подгузники Pampers вдруг вообще пропали из продажи. Huggies, Libero и другие подгузники еще купить можно, но уже не всех размеров. “Представляешь, мне вчера предложили за 147 тысяч рублей купить пачку Pampers, за которую я раньше платила 68 тысяч”, — едва скрывает возмущение подруга.
Заложники импорта
Чтобы прояснить ситуацию, мы позвонили в СООО “Новая СУПРА”, которое поставляет в Беларусь продукцию компании “Рrocter&Gamble”. “Да, из-за нестабильной ситуации на валютном рынке мы временно прекратили поставки всей продукции на белорусский рынок, — подтвердили там эти слухи. — Когда поставки возобновятся, через неделю или через месяц, — сказать сложно. Все зависит от ситуации с валютой”.Это означает, что в Беларусь кроме средств женской гигиены Always, Alldays, Tampax, Discreet, Naturella и детских подгузников Pampers, также почти не поставляются моющие и чистящие средства Fairy, Tide, Ariel, Lenor, Comet, шампуни Head & Shoulders, Pantene, Shamtu, Wella, Londa и многое другое. Купить можно лишь то, что еще осталось в торговле. Не исключено, что если товар, к которому привыкли покупатели, станет дефицитным, продавцы начнут устанавливать на него произвольную цену. Ведь его все равно купят.Как недавно писала “НГ”, рост стоимости импортных товаров в значительной степени вызван неопределенностью на отечественном валютном рынке. Импортеры перестраховываются и “накидывают” цену. Но в такие моменты, как никогда, понимаешь, насколько мы зависимы от импорта. Ведь в стране нет собственного производства одноразовых детских подгузников, а производители женских гигиенических прокладок обеспечить потребности рынка не в силах. К примеру, ООО “Кампари”, которое выпускает отечественные женские гигиенические прокладки “Мэгги”, занимает не более трети этого рынка, хотя, признаются на предприятии, при росте спроса могли бы увеличить производство продукции в 1,5 раза.“К сожалению, в Беларуси не производится ни один вид сырья, используемый в производстве женских прокладок, все закупаем за валюту. Пробовали закупать нетканые материалы у отечественного производителя, но пробная партия, которую он нам поставил, не соответствовала нужным характеристикам”, — объясняет заместитель директора по финансовым вопросам ООО “Кампари” Анатолий Булава. В теперешних условиях предприятие спасает только то, что успели сделать месячный запас необходимого сырья.Заняться производством одноразовых подгузников компания тоже в ближайшее время не планирует. “На этом рынке очень жесткая конкуренция, правила диктуют мировые лидеры, а проект очень дорогостоящий”, — убежден собеседник.
Битва за подгузники
О своем намерении построить завод по производству одноразовых средств гигиены еще в прошлом году заявила компания “МИЗ Медбелрос”, резидент свободной экономической зоны “Минск”. Предполагалось, что завод будет выпускать в том числе так востребованные рынком подгузники. Однако, как рассказали корреспонденту “НГ” на предприятии, даже когда завод будет построен — а сейчас ведутся переговоры с предполагаемым инвестором, — вероятнее всего, на первом этапе с выпуском подгузников повременят. Ведь в соседней России производители подгузников Huggies и Pampers не так давно открыли свои заводы. А с такими акулами рынка, которые могут себе позволить демпинг цен, начинающим производителям тягаться сложно.Свободные экономические зоны Гомеля и Могилева также ищут инвесторов для строительства заводов по производству собственных детских памперсов. Ведь эта идея лежит на поверхности: в стране практически отсутствует производство одноразовых санитарно-гигиенических изделий — все отдано на откуп импорту, а из-за границы его ежегодно завозится на десятки миллионов долларов. Белорусские женщины могут экономить на чем угодно, но только не на детях. Однако для этого необходимы серьезные инвестиции: потребуется импортное сырье и оборудование, которое стоит несколько миллионов евро.Кстати, как сообщили “НГ” в администрации СЭЗ “Могилев”, сейчас там ведутся переговоры с турецким инвестором, который заинтересовался строительством такого завода и готов начать производство подгузников для детей. И, возможно, в ближайшее время будет принято окончательное решение.
Дело — за производителями“Министерство постоянно высказывает обеспокоенность тем, что в объемах продаваемой в Беларуси продукции значительна доля импорта, — прокомментировал “НГ” ситуацию пресс-секретарь Минторга Геннадий Курбеко. — В непродовольственной рознице доля отечественных товаров составляет около 60 процентов, а по некоторым позициям, например по детским одноразовым подгузникам, спрос полностью удовлетворяется за счет импортируемой продукции. Это огромная ниша для деятельности наших производителей. Ведь сложившаяся ситуация ограничивает покупателей в выборе”.