Из-за оппозиции минчане не съели Биг Маков на 8 миллионов
26 апреля судят очередного участника Площади-2010. Процесс над координатором гражданской кампании "Европейская Беларусь" Дмитрием Бондаренко проходит в суде Первомайского района Минска, ведет его судья Татьяна Ревинская. На президентских выборах 2010 года Дмитрий был доверенным лицом кандидата в президенты Андрея Санникова.
Дмитрий Бондаренко был задержан рано утром 20 декабря в своей минской квартире. Первоначально в отношении него было выдвинуто обвинение по статье 293 Уголовного кодекса (массовые беспорядки), предусматривающей наказание до 15 лет лишения свободы, однако затем переквалифицировано на более мягкое. Сейчас Бондаренко обвиняется по части 1 статьи 342 Уголовного кодекса (организация и подготовка действий, грубо нарушающих общественный порядок, либо активное участие в них). Подсудимому грозит штраф, или арест на срок до шести месяцев, или ограничение свободы на срок до трех лет, или лишение свободы на такой же срок.
По мнению обвинителя Семаковского, вина Бондаренко заключается в том, что через СМИ и интернет он высказывал надуманные предположения о недемократичности и фальсификации президентских выборов, призывал граждан выйти на площадь 19 декабря. По словам обвинителя, Бондаренко прибыл на Октябрьскую площадь, откуда шел во главе колонны до площади Независимости, нарушая общественный порядок и движение транспорта, не реагируя на предупреждения сотрудников милиции. В результате, сказал Семаковский, была нарушена работа ряда предприятий, в том числе Дворца культуры профсоюзов, "Макдональдса", "Минсктранса". Однако представителей почти всех этих организаций в суде не было. В начале судебного заседания его адвокат Марьяна Семешко попросила приобщить к делу квитанцию об оплате нанесенного "Минсктрансу" ущерба в размере 159 тысяч 475 рублей. Юрисконсульт "Минсктранса" Мария Ретуха сообщила, что, поскольку к делу была приобщена квитанция о возмещении ущерба, то претензий к Бондаренко она не имеет.
Сам Дмитрий Бондаренко заявил, что "поражен жадностью" "Макдональдса" (по словам обвинителя, предприятие оценивает нанесенный ему ущерб в 8,4 миллиона рублей). "Упущенная выгода ущербом не является. Что касается работы транспорта, то все из нас стояли в пробках. Не знаю, можно ли называть это ущербом", — сказал Бондаренко.
Бондаренко признал свою вину частично: участвовал в массовой акции, которая мешала работе транспорта. Но заявил, что считает уголовное дело в отношении участников акции 19 декабря "абсолютно очевидно не уголовным, а политическим". По его словам, хоть президентская избирательная кампания 2010 года и была несколько более свободной, чем предыдущие, большинство кандидатов в президенты смущали многие ее моменты, касающиеся, в частности, формирования избирательных комиссий. Бондаренко подчеркнул, что не был главным лицом на акции и, следовательно, не отдавал никаких распоряжений относительно ее хода. "Собираться на площадь в день выборов — нормальная мировая практика. На Октябрьской площади я лишь усилил лозунг одного из кандидатов в президенты, сказав, что пора менять лысую резину, подразумевая под этим то, что государственная машина пробуксовывает. Я видел свою задачу в сопровождении кандидата в президенты, доверенным лицом которого был", — сказал Бондаренко.
В ходе допроса обвиняемого выяснилось, что его телефон прослушивался с 22 сентября. «Я пытался узнать, на каком основании проводилась "прослушка", но так и не получил ответа. Это вмешательство в мою личную жизнь, а также признание того, что с начала избирательной кампании велась "прослушка" альтернативных кандидатов в президенты и членов их команд. У меня это вызывает шок», — отметил Бондаренко.
На процессе было опрошено 14 свидетелей со стороны обвинения. Шесть из них — сотрудники ГАИ, пять — водители автобусов, двое — сотрудники ГУВД Мингорисполкома, один — сотрудник "Минсктранса". Показания сотрудников ГАИ на суде и в ходе предварительного следствия не совпадали. Выяснилось также, что во время предварительного следствия им показывали видеозаписи, где начальник минской ГАИ Дмитрий Корзюк разговаривал с кандидатами в президенты. В ходе опроса сотрудники ГАИ дали невнятные показания о том, какие лозунги выкрикивали собравшиеся. В качестве беспорядков сотрудники ГАИ, как правило, называли выход граждан на проезжую часть.