После терактов. Учимся на чужих ошибках
Каждый удавшийся террористический акт является доказательством того, что совершивший его преступник оказывается на шаг впереди тех, кто обязан предупреждать, выявлять и пресекать подобные злодеяния. Таковы реалии. Постфактум можно лишь «принимать дополнительные меры безопасности», пытаясь сузить пространство для следующей атаки. Что и происходит сегодня у нас.
На перронах станций метрополитена заметно поубавилось скамеек. «Зачем скамейки внизу в метро?», — сказал Александр Лукашенко, и их начали убирать. Сперва они исчезли на станциях «Октябрьская» и «Площадь Якуба Коласа», затем — и в других местах.
Такова первая практическая реакция с заявкой на меры безопасности после теракта 11 апреля. Чтобы невозможно было впредь оставить под скамейкой взрывное устройство, как это случилось в «черный понедельник». В перспективе минский метрополитен оборудуют новейшими системами видеонаблюдения, обязательно придумают что-нибудь еще. Но все это — задним числом, хотя мы все понимаем, что это больше похоже на такую профилактическую меру, чтобы «помахать кулаками после драки». На всякий случай…
После взрыва в ночь на 4 июля 2008 года на этот «случай» вводились дополнительные меры во время массовых гуляний. С тех пор на территорию праздника народ попадает лишь после проверок металлодетекторами и руками стражей порядка, а милицейская база отпечатков пальцев пополнилась на два миллиона дактокарт.
Не мы первые проходим этот страшный путь последствий. Однако гарантированного рецепта предотвращения терактов в мире нет до сих пор.
СССР
В Советском Союзе не все были довольны существующим социалистическим строем, теракты, правда, были редки, но случались.
1973 год, 11 сентября. В Москве террорист-смертник подорвал взрывное устройство у мавзолея Ленина на Красной площади. В газетах об этом, понятно, не писалось и о человеческих жертвах не сообщалось.
Принятые меры. Количество милицейских патрулей и людей «в штатском» заметно увеличивалось накануне советских праздников. Для просмотра тела вождя мирового пролетариата допускались только люди со свободными руками: никаких сумок и пакетов, все это нужно было сдавать в камеру хранения. Первые системы видеонаблюдения и металлодетектор на входе в мавзолей появились в СССР именно после этого случая.
1973 год, 2 ноября. Несколько подростков захватили находившийся в полете самолет Як-40, следовавший по маршруту Москва-Брянск. Террористы угрожали огнестрельным оружием и требовали полтора миллиона долларов. Во время полета захватчики ранили члена экипажа и пассажира. Подробностей об этом происшествии практически нет, советские СМИ об инциденте не сообщали. Самолет вернули в Москву, и в аэропорту «Внуково» провели захват. Никто из заложников не погиб, из террористов только двоих взяли живыми. Позже одного отправили в психушку, а второго приговорили к 10 годам заключения.
Принятые меры. В аэропортах усилили контроль за багажом и посадкой пассажиров в самолеты. Этот теракт стал одной из причин создания в 1974 году секретного антитеррористического подразделения КГБ — группы «А», она же «Альфа».
1977 год, 8 января. В Москве произошли подряд три теракта. В 17:33 произошел взрыв в вагоне метро между станциями «Измайловская» и «Первомайская». Почти одновременно взорвались самодельные устройства в продуктовом магазине № 15 на площади Дзержинского (ныне Лубянская) и около продовольственного магазина № 5 на улице 25 Октября (ныне Никольская). Погибли в общей сложности 7 (по неофициальным сведениям — 29) человек, были ранены 37 (по другим сведениям — 44).
Виновными были признаны три армянских националиста, лидер которых хотел «наказать русских за угнетение армянского народа». Все они были казнены в 1979 году.
Принятые меры. В конструкцию вагонов метрополитена внесли изменения — после того как выяснилось, что сумку с взрывным устройством (оно было помещено в чугунную гусятницу) преступники оставили под пассажирским сиденьем.
С тех пор это пространство изолировано металлическим коробом. Одна из «армянских» бомб взорвалась в чугунной урне для мусора, осколки которой стали дополнительными поражающими элементами. Тяжелые чугунные урны в Москве стали заменять на жестяные.
Россия
Если в советский период теракты случались относительно редко, то современная суверенная Российская Федерация «взрывается» практически ежегодно, и не по одному разу. Главной мишенью террористов, конечно, была и остается Москва. По самым скромным подсчетам, с 1996 по 2011 годы теракты в столице России в совокупности унесли почти 600 жизней москвичей и гостей города, еще свыше 800 человек были ранены. Чаще всего боевики и смертники нацеливаются на подземку, где замкнутое пространство и наибольшее скопление людей. Специально и время подгадывают.
2000 год, 8 августа. Взрыв произошел в переходе станции метро «Пушкинская». Самодельное взрывное устройство мощностью от 350 до 800 граммов в тротиловом эквиваленте сработало около 18.00. В результате взрыва погибли 13 человек (7 скончались на месте, еще 6 — в больнице). 118 человек, в том числе шестеро детей, получили различные ранения.
В ходе расследования было установлено, что к торговому павильону подошли двое неизвестных мужчин, которые под предлогом обмена валюты в ближайшем обменном пункте, оставили у палатки сумку-дипломат и полиэтиленовый пакет.
2001 год, 5 февраля. На станции метро «Белорусская-кольцевая» в 18.50 приведено в действие взрывное устройство мощностью около 200 граммов в тротиловм эквиваленте. Бомба находилась в сумке, которую террорист оставил на платформе под тяжелой мраморной скамьей. Погибших нет, в результате взрыва пострадало 20 человек, в том числе двое детей. Большинство пострадавших получили повреждения от осыпавшейся мраморной облицовки стен.
Ровно через год на «Белорусской» вновь сработало взрывное устройство. Ранены 10 человек.
2010 год, 29 марта. В 7.56 произошел взрыв в вагоне метро на станции «Лубянка», в 8.38 — второй взрыв при открытии дверей прибывшего поезда на станции «Парк культуры - Радиальная». Всего в терактах пострадали 134 человека, из них 39 погибли. Российские спецслужбы охарактеризовали взрывы как «хорошо спланированную террористическую атаку». Взрывы произвели две террористки-смертницы. При изготовлении поясов шахидок использовался гексоген.
Принятые меры. Сразу после взрывов в московском метро были усилены меры безопасности на вокзалах и железнодорожных станциях. Сотрудники вокзалов ищут подозрительных лиц и подозрительные предметы, по громкой связи передается информация о необходимости быть бдительными. Спецслужбы начинают проводить операцию «Вихрь-антитеррор». Городские власти убирают скамейки с платформ, из подземных переходов изгоняются ларечники и прочие торгаши.
В 2009 году правительство Москвы выпустило для бесплатного распространения трехмиллионным тиражом брошюру «Москвичам о правилах антитеррористического поведения».
После мартовских взрывов 2010 года вышел указ президента России «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте», в соответствии с которым до 31 марта 2011 года «наиболее уязвимые объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства» должны были быть оснащены спецсредствами. К 2014 году комплексная система безопасности населения на транспорте должна быть создана полностью.
Виктор ФЕДОРОВИЧ