НА ОТДЫХ — В ДЕРЕВНЮ!
Белорусский агроэкотуризм продолжает набирать обороты. Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнения, что отдых «с сельским колоритом» способен заинтересовать как самих белорусов, так и иностранных туристов. Успехи, проблемы и тенденции этого направления обсуждали на
II Международной конференции «Агроэкотуризм — состояние и перспективы развития», состоявшейся в Минске на минувшей неделе. Организатором мероприятия выступило ОАО «Белагропромбанк».
Милый сердцу уголок
— Агротуризм для нашей республики — это относительно молодое, но архиперспективное направление развития туристического бизнеса, — отметил в своем выступлении заместитель премьер-министра Республики Беларусь Анатолий Тозик. — Во многих других сферах туризма нам сложно соревноваться с государствами, которые десятилетиями позиционируют себя как ведущие туристические страны. А вот в области сельского туризма у нас есть все основания стать одной из самых привлекательных стран в мире.
Этот год для белорусского агротуризма, можно сказать, юбилейный. Пять лет назад, в июне 2006 года, был принят Указ Президента Республики Беларусь № 372 «О мерах по развитию агроэкотуризма в Республике Беларусь», который дал официальный старт развитию в нашей стране этого направления. Напомню, что указ предоставил право официально заниматься оказанием туристических услуг на очень выгодных условиях — всего лишь с уплатой раз в год суммы в одну базовую величину (сегодня это Br35 тыс.). Владельцы уже существующих агроусадеб «вышли из тени», а те, кто только начал задумываться о такого рода бизнесе, получили хороший импульс для развития своей инициативы. Кроме того, вскоре «Белагропромбанком» была разработана программа льготного кредитования субъектов агроэкотуризма, благодаря которой владельцы усадеб смогли получить выгодные кредиты для налаживания нового дела. Таким образом, были созданы оптимальные условия для того, чтобы «отдых с сельским колоритом» начал набирать обороты. В нашей экономике до сих пор нет прецедента, чтобы какая-то сфера бизнеса регулировалась так либерально.
В прошлом году были приняты новые меры, которые будут способствовать дальнейшему развитию агроэкотуризма. Указом Президента Республики Беларусь № 614 установлено, что льготные условия для хозяев усадеб сохранятся до 2021 года, то есть перспективы у бизнеса очень хорошие. Кроме того, число комнат, в которых субъекты агроэкотуризма вправе указывать услуги на льготных условиях, увеличено до десяти. Часть усадеб уже «выросли» из возможностей пяти комнат, их хозяева готовы расширять свой бизнес, и теперь такая возможность у них есть.
Число белорусских «зеленых» усадеб продолжает расти и на сегодняшний день составляет 1247. В лидерах по-прежнему значится Витебская область (322 усадьбы), наименьшую активность пока проявляет Гомельская (131). В 2010 году к сельскому туризму в Беларуси приобщилось почти 120 тысяч человек. Расплачиваясь за предоставленные услуги, они «оставили» на селе более 10 млрд белорусских рублей.
Большинство людей, выбирающих для отдыха «милый сердцу уголок» в белорусской деревне, — это сами белорусы. Приезжают отдохнуть семьей, дружеской компанией, провести деловые переговоры, выездные семинары, корпоративные праздники и многое другое. Популярен сельский туризм и у гостей нашей республики. Ведь где еще так откроешь для себя душу народа, познакомишься с национальными традициями и обычаями, как не в белорусской деревне!
Цены за услуги отечественного «зеленого» туризма варьируются от 15 до 50 долларов в сутки на человека (включая питание). Уровень сервиса в усадьбах очень разный — от самого простого до «пятизвездочного», а точнее «четырехпетушиного». Дело в том, что в белорусском сельском туризме, в отличие от гостиничного бизнеса, принята иная система знаков качества — не звезды, а петухи, от 1 до 4-х. Высшую категорию, «4 петуха», имеет около 10 процентов белорусских усадеб, большинство же является обладателями «3 петухов».
Сегодняшние белорусские агроусадьбы выдержаны в самой различной стилистике — здесь и сказочные замки, и евростиль, и даже землянки времен Великой Отечественной. Но особой популярностью пользуется, конечно, белорусский народный стиль, и это не может не радовать.
— Европа нахлынула на нас, как цунами на острова. У нас евроодежда, евромашины, евроремонты. И свое, национальное, просто отходит куда-то на второй план, — делится мыслями хозяйка усадьбы «Полесские традиции» Нина Гловацкая. — И поэтому в своей усадьбе я решила воссоздать уголок традиционной белорусской культуры. Честно сказать, сама не представляла, что это будет так интересно не только иностранцам, но и своим, белорусским туристам. Все приходят в восторг, когда видят нашу деревенскую хатку с вышитыми постелями, половичками, свежим хлебом прямо из печи, своими колбасами и запеченной пшеничной кашей!.. Просто это наше, родное, близкое каждому...
Возродить забытое
Вместе с тем, остается еще немало «подводных камней», тормозящих развитие в республике агроэкотуризма. Не всегда удается найти понимание у местной власти — возникают сложности по поводу прокладки дорог, установки указателей, эксплуатации тех или иных объектов, проведения коммуникаций. На местах все еще не сложилось понимание того, что агроэкотуризм дает ряд преимуществ не только владельцу усадьбы, но и району в целом. Туристы на отдыхе готовы тратить деньги, и надо предоставить им такую возможность: организовать прокат велосипедов, лодочную станцию, открыть сувенирную лавку, киоск с горячими драниками — вариантов великое множество! За счет этого можно создавать новые рабочие места, развивать у сельчан частную инициативу и получать весомую прибыль.
Активнее должна идти реклама агроусадеб, особенно в Интернете. «Если вас нет в Сети, у вас нет будущего в этом бизнесе, — справедливо отмечает председатель Европейского центра эко- и агротуризма Германии Маттиас Беренс. — Разве сложно снять на мобильный телефон небольшой видеоролик о своей усадьбе и выставить его в Интернет? Зарубежные туристы имеют слишком мало информации о возможностях белорусского «зеленого» туризма». Правда, подвижки в этом вопросе все-таки намечаются. Недавно «Белагропромбанк» создал интернет-портал belagrotur.by, на котором содержится информация о более 400 белорусских агроусадьбах на русском и английском языках.
Зарубежные и отечественные эксперты отмечают, что Беларусь могла бы гораздо активнее использовать свой потенциал для развития агроэкотуризма. Израильские кибуцы (сельскохозяйственные кооперативы) получают до 50 процентов своих доходов за счет продажи туристических услуг. Белорусские же сельхозпредприятия пока относятся к такой практике без особого энтузиазма: в «последователях» кицубов на сегодняшний день числится всего около 20 из более чем 1200 действующих в республике сельхозпредприятий.
Недостаточно активно используются и те уникальные возможности, которые предоставляет богатейшее нематериальное наследие нашего края — обряды, ремесла, традиции. Как известно, один белорусский обряд — «Цари» деревни Семежево Копыльского района — включен в Список нематериального наследия ЮНЕСКО, процедуру проходят еще 17. «На этой основе можно делать уникальный продукт, потому что в наших деревнях это все живое, настоящее — песни, танцы, костюмы. Современный агротуризм — это не только услуги, удобная кровать и хорошее питание, но и получение туристом впечатлений. Надо увлечь человека, заставить его чувствовать, и тогда он приедет к вам снова», — отмечает председатель правления республиканского общественного объединения «Отдых в деревне» Валерия Клицунова.
В последнее время заговорили и о возможностях использовать для развития белорусского агроэкотуризма нежилые деревни. Многие из них расположены в живописных местах, идеально подходящих для отдыха, и там можно создать не одну агроусадьбу, а целый агротуристический комплекс. Планируется реализовать в республике 2—3 таких пилотных проекта. И если опыт окажется положительным, будущим инвесторам будут предоставлены значительные льготы.
Кроме того, поставлена задача максимально вовлечь в оборот агротуризма строения с историческим прошлым. Сегодня в стране насчитывается около тысячи подобных объектов, которые не используются и постепенно разрушаются. Некоторые из них предлагаются к продаже за чисто символическую сумму в одну базовую величину, но с условием, что инвестор вложит средства в их восстановление и будет использовать в целях развития туризма. К сожалению, желающих пока немного. И все же положительные примеры есть. Так, в Глубокском районе инвестор восстанавливает и оборудует целую зону для отдыха, включая и панский дом.
Интересно было узнать, по каким направлениям развивается сегодня агроэкотуризм в странах Европы. Судя по выступлениям международных экспертов, идея здорового, экологичного отдыха, слияния с природой приобретает там все большую популярность. В Германии, к примеру, на пике спроса находится отдых в отелях-шалашах, расположенных на деревьях (кстати сказать, номер на дереве стоит дороже, чем в пятизвездочном отеле). Очень популярны также путешествия по сельским дорогам на домиках-телегах, которые тянут лошади или трактор. А еще немецкие туристы все охотнее отправляются в групповые пешие туры. Что ж, перспективы «зеленого» туризма, как видим, поистине безграничны...
Говоришь по-белорусски? Скидка!..
В любой сфере есть свои лидеры, добившиеся достойных результатов, и «зеленый» туризм не исключение. На конференции «Агроэкотуризм — состояние и перспективы развития» были названы победители республиканского конкурса «Лучшая агроэкоусадьба 2010 года». В номинации «Сохранение белорусских традиций» лучшим признали хутор «Николин остров» (Гомельская обл., Светлогорский р-н), рядом с которым расположены 17-метровая ветряная мельница XIX века и 400-летний дуб-великан окружностью 3,8 метра. В номинации «Стиль и гармония» победителем стала усадьба «Сябры и К» (Витебская обл., Оршанский р-н), зайдя за ворота которой будто попадаешь в сказку своего детства с резным теремом, алыми парусами, Нептуном и прочими удивительными атрибутами.
В номинации «Гостеприимство» победу присудили усадьбе «У Князева в Любуже» (Могилевская обл., Могилевский р-н), в номинации «Здоровый образ жизни» — «Усадьбе» (Могилевская обл., Могилевский р-н). А звание самой зеленой усадьбы досталось «Гостевому дому Юлии Буко» (Витебская обл., Глубокский р-н), хозяйка которого, кстати сказать, предоставляет всем говорящим на белорусском языке 20-процентную скидку. Гран-при конкурса «Лучшая агроэкоусадьба 2010 года» получила усадьба «Павлиново», расположенная в Барановичском районе Брестской области.
— Расскажите, в чем секрет успешной работы в белорусском агроэкотуризме? — поинтересовалась я у хозяйки усадьбы-победительницы Елены Онипченко.
— Очень важно найти свою нишу в этом бизнесе, и, я думаю, нам это удалось. Наш стиль несколько отличается от традиционного сельского туризма, мы даем своим гостям почувствовать, как жили не крестьяне, а, скорее, их хозяева. Это панский, изысканный, радзивилловский стиль. И, конечно, ни в одном деле не достигнешь успеха, не приложив максимум усилий и кропотливого труда. Мы вложили в усадьбу не только силы и средства, но также душу и сердце.