В поисках утраченного
В поисках утраченного
Это сегодня без проблем можно куда–нибудь съездить самому или грузы перевезти на чем хочешь — самолете, поезде, автомобиле. Наличие транспортной инфраструктуры воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Между тем не столь уж далеко от нас ушли времена, когда леса не расступались перед человеком. Лишь речные пути связывали между собой населенные пункты, летом и зимой позволяя передвигаться, осваивать новые земли, самым быстрым и дешевым способом доставлять товары на большие расстояния.
Шло время, появились почтовые тракты и железная дорога. И все равно судоходство оставалось одним из основных способов передвижения на протяжении столетий. В Могилевской губернии оно осуществлялось на всех подходящих для этого реках. Кроме этого, на территории нынешней Могилевщины действовали и производства, непосредственно связанные с флотом. В 1772 году, после первого раздела Речи Посполитой, Кричев в составе Российской империи стал местечком в Чериковском уезде. В январе 1776 года Екатерина II подарила Кричевское староство графу Григорию Потемкину. Григорий Александрович, будучи от природы человеком деятельным, понимал: будущее — за промышленностью. Потому, получив в собственность городок, тут же затеял строительство нескольких мануфактур. Первой появилась парусиновая. Надо сказать, с достаточно солидными объемами производства. Так, например, в 1783 году на ней изготовили 820 кусков парусного полотна, из которого позже делались ветрила для кораблей. Около 300 крепостных трудились на канатной мануфактуре. В 1787 году тут изготавливали по 1.000 пудов канатов в неделю!
Если продолжить разговор о Кричеве, то просто невозможно умолчать о некогда существовавшей здесь судоверфи. Во второй половине XVIII века русская армия овладела южным побережьем Черного моря. Возникла необходимость строить торговый и военный флоты, возводить портовые города. Научная экспедиция, возглавляемая академиком В.М.Севергиным, констатировала: Кричевское староство имеет неограниченный запас корабельной хвои и дубовых гаев. Имелись тут и широкие возможности для выращивания льна, конопли для изготовления парусины, канатов. Потемкин, желая максимально использовать возможности своего владения, развернул грандиозное строительство. Начали возводиться корпуса адмиралтейства и судоверфи, возле которых соорудили причалы. От соснового бора до Сожа через заливные луга прокопали каналы, по которым сплавлялся лес. В 1786 году на воду спустили первую яхту «Десна», а затем еще 23 парусных и весельных судна. «Десна» стала флагманом эскадры адмирала Пущина. С 1787 года эта флотилия вошла в состав Черноморского флота.
Во время своего путешествия по губерниям Российской империи, находившимся на территории нынешних Беларуси и Украины, в Кричев заехала сама императрица Екатерина II. Переночевав во дворце Потемкина, она двинулась дальше — в Крым. До Киева добиралась в карете, а позже вместе с сопровождавшими пересела на яхту «Десна». И на ней доплыла до Кременчуга. Когда же въехала в Севастополь, на рейде уже стояла построенная Потемкиным кричевская эскадра. У некоторых судов мачты, сделанные из цельных деревьев, достигали в высоту 44 метров.
В конце XIX — начале XX века во время всей навигации осуществлялось пассажирское судоходство от Могилева до Киева. Лишь примерно на три месяца перевозки по воде прекращались. Правда, бывало, что в некоторые годы в течение зимы Днепр очищался по нескольку раз. Температурные колебания никогда не давали возможности правильно учесть время ледостава. Потому обычным явлением было, когда караваны барж и отдельные суда становились в отдельные заводи и затоны, где их и сковывал лед.
Разумеется, по реке осуществлялись и грузовые перевозки. Вверх по течению обычно перевозились товары бакалейные и мануфактурные, хлеб, мука, соль. Вниз же доставлялись фрукты, овощи, рыба, бумага, сукно.
В 1911 году пароходство из Гомеля осуществлялось по следующим линиям: Гомель — Лоев — Киев, Гомель — Пропойск, Гомель — Ветка, Гомель — Попова Гора — Хотимск. О масштабах и популярности водного вида транспорта можно судить по сухим цифрам статистики. В навигацию 1910 года по маршруту Гомель — Ветка осуществлено 643 рейса и перевезено более 120 тысяч человек. А вот в Киев 54 парохода сделали 722 рейса. Возможностью неспешно попутешествовать по воде воспользовалось почти 209 тысяч пассажиров. Линию из Гомеля в небольшой городок Пропойск обслуживали частные пароходы «Мир», «Решительный», «Деловой», «Восход», «Проня», «Беседь», «Чикаго». В 1910 году эти суда совершили 265 пассажирских рейсов, во время которых перевезли почти 44 тысячи человек. Да еще 57 раз буксировали баржи с различными грузами. По Сожу, кроме пароходов, ходили и непаровые суда — барки, берлины, лодки. Был в ходу и сплав на плотах.
Активно развивалось судоходство и в Смоленской губернии, прилегающей к Могилевской: Днепр как бы объединил их. Пароходное движение товаров и пассажиров по этой крупной реке открылось летом 1902 года. Капитан парохода «Отважный» Фридрих Вирт на свой страх и риск первым начал совершать рейсы между Смоленском и Дорогобужем. Второй пароход — «Благодать», курсировавший по Днепру в 1902 году, принадлежал витебскому купцу Савве Заворотнову. К концу первой навигации капитан Вирт оказался заложником обмелевшей реки. Из–за низкого горизонта воды и Катынских порогов ему не удалось вернуться в Киев. В декабре 1902 года оба судовладельца обратились в Смоленскую городскую управу с просьбой о строительстве пароходной пристани. Для нее был выделен участок на месте бывших купален. В 1903 году на средства городской казны пристань построили. Она представляла собой деревянный павильон, разделенный на три помещения: в одном хранились грузы, а два других служили залами ожидания для пассажиров 1–, 2– и 3–го классов. Поскольку плату за проезд взимали небольшую, услугами пароходства пользовались как городские, так и сельские жители.
К 1911 году смоленская пристань находилась в ведении 1–й судоходной дистанции Киевского округа МПС, а прибрежье Днепра в черте города было разделено на пристанские участки, один из которых предназначался для стоянки судов и снарядов, работавших на расчистке русла. В результате Катынские пороги удалось освободить от огромных валунов, мешавших судоходству. Тогда и открылось движение пароходов вниз по течению до Сырокоренья. В 1913 году по Днепру стал курсировать новый пароход «Удалой», с апреля 1915 года начали совершать рейсы между Смоленском и Могилевом пароходы судовладельца Маховера.
Сегодня всего этого нет. Пассажирские рейсы на реках Могилевщины совершают разве что прогулочные пароходики. В принципе, это закономерно: ритм нынешней жизни не располагает к неспешному путешествию по воде. Но в то же время пропала и романтика. Жаль...
Фото из коллекции лауреата премии «За духовное возрождение» Владимира ЛИХОДЕДОВА.
Автор публикации: Павел МИНЧЕНКО