«Шутки», замешанные на крови

Источник материала:  

Владимир Кожевников, kozhevnikov@vayar.sml.by

«Новый теракт?!» — с ужасом подумали минчане утром 12 апреля, ознакомившись со свежими сообщениями в социальных сетях и блогах.
Если учесть, что не прошло и суток после трагедии на станции метро «Октябрьская», когда погибли 12 человек и получили ранения различной степени тяжести около двухсот, всякая новость со словами «взрыв», «теракт», «ранены» воспринималась минчанами остро и болезненно. А тут писали: несколько машин скорой помощи промчались в восточную часть города, на Московском автовокзале Минска взорван автобус № 100. Ранены 32 человека. Причем сообщал об этом якобы сотрудник больницы, «пожелавший остаться неизвестным».

Более того, в редакции СМИ словно по команде начали поступать сообщения о взрывах рейсовых автобусов и в районе Национальной библиотеки, и около Академии наук, и на улице Чкалова…

В связи с вызванной терактом приостановкой работы одной из линий Минского метрополитена городские власти решили компенсировать услуги подземки добавлением автобусов на 100-й, параллельный линии метро, маршрут.

Тревожные вести сначала о теракте, унесшем жизни или здоровье двух сотен человек, затем об атаке на автобусный маршрут очень уж сильно стыковались и свидетельствовали о намерениях злоумышленников парализовать движение общественного транспорта на главной столичной магистрали. А, следовательно, и размеренную жизнь столицы, и ее экономику.

Вскоре о взорванных автобусах судачили везде: в универсаме, аптеке, обувной мастерской. А затем — новое сообщение. Неизвестный автор написал в социальной сети: пришел на автобусную остановку, где обычно стояли человек десять, а теперь ни души. И автобусы ходят полупустые… Словом, давал всем понять, что минчане в страхе, а террористы достигли своей цели, победили.

Те, кто попрозорливее, вспомнили, что у правоохранительных органов, у силовых структур в Интернете есть официальные сайты, где можно оперативно получить объективную информацию о происходящем в стране. И догадавшиеся зайти на сайт Министерства внутренних дел увидели там такое экстренное сообщение:

«Распространяемая среди населения информация о якобы имевших место взрывах на автобусных общественных маршрутах является не более чем дезинформацией».

Теперь уже ни у кого и сомнений не возникало, что все это дело рук шайки информационных вандалов.

Несложно представить себе ситуацию в белорусской столице (горожане напуганы, нос из дому боятся высунуть, пульс огромного города замедлился…), если бы оперативно не появились официальные опровержения панических слухов.

Слово по силе воздействия способно соперничать с пулей. Цель всех террористов, как известно, — запугать, деморализовать людей. И если даже в автобусах взрывы не гремели, все равно чем не террор — ложь о взрывах на фоне реально произошедшей трагедии?

…Ясно, что слухи распространял недруг, агрессивно настроенный к действующей власти и возлагающий надежды на ее скорый крах.
Конечно, подобные слухи очень быстро «умирают», но до того, как это произойдет, они успевают причинить немало бед. Успевают пагубно повлиять как на поведение, так и на политические настроения большого числа людей. Слухи – одно из самых эффективных средств ведения современной информационной войны.

Проблема возникновения слухов, феномена их воздействия и борьбы с ними не нова, об этом знает всякий, кто занимается пропагандой и контрпропагандой. Современные научно-технические достижения, такие как Интернет, лишь усилили эту проблему. Ведь Сеть не всегда используется во благо людей — нередко и ради причинения зла. А слухи, распространенные через Интернет, через те же популярные Twitter и Facebook, становятся феноменом уже не межличностной, а массовой коммуникации.

Психологи подразделяют слухи по степени достоверности: от абсолютно недостоверных до относительно близких к действительности. И отметили такую закономерность: чем достовернее кажется слух, тем сильнее он стимулирует желаемые его сочинителю события. Не будь теракта в метро — не возымели бы байки о взрывах в автобусах хоть сколько-нибудь серьезного воздействия. А произошел теракт — они стали казаться вполне достоверными.

Очередная новость в русле мнимой атаки на городские автобусы, которую поведали электронные СМИ со ссылкой на Госсекретариат Совета безопасности, прозвучала оптимистично: правоохранительные органы Беларуси задержали троих сеятелей провокационных панических слухов, заведомо ложных сведений о якобы осуществленных в Минске террористических актах — взрывах автобусов, авто- и железнодорожного вокзалов и тому подобного бреда. Как выяснилось, они преследовали цель умышленно дестабилизировать общественно-политическую ситуацию в белорусской столице.

Трое задержанных — минчане. Их поместили в следственный изолятор. А вскоре сотрудники спецслужб установили личности еще десяти распространителей ложной информации. В самое ближайшее время в отношении их также будут приняты соответствующие меры.

Каждому такому «шутнику» в соответствии с законом грозит по нескольку лет лишения свободы. Может быть, кому-то покажется слишком суровым такое наказание за подобные шалости в Интернете. Только вряд ли следует считать злобный вброс дезинформации, играющий на руку террористам и замешанный на крови их жертв, просто шалостью.

←Этот день в истории 14 апреля

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика