ЗАОЧНИК: «ЗА» И «ПРОТИВ»

Источник материала:  
ЗАОЧНИК: «ЗА» И «ПРОТИВ»

В мире растет число образованных людей. Беларусь по количеству дипломированных специалистов опередила ряд других стран. Если в отраслях экономики Евросоюза занято около 20% специалистов с высшим образованием, у нас — около 40%. Тем не менее, с ростом численности, считают некоторые эксперты сферы подготовки специалистов, наблюдается постепенная девальвация качества образования. Во многом благодаря заочному обучению. Оно и не удивительно: в нашей стране, по некоторым данным, заочно «куется» до 60% студентов вузов.

Специалистов много — шеф-повара нет
И хотя мы знаем десятки имен спецов, что называется, от Бога, закончивших вузы заочно, но имеющих больший вес в профессии и отрасли, чем выпускники с красными дипломами со стационара, тем не менее, в обществе стали все чаще говорить о необходимости реформирования и сокращения заочной формы обучения.
Один из экспертов в сфере высшего образования Министерства экономики уверен, что у многих молодых выпускников-заочников нет нужных предприятиям компетенций. По отдельным специальностям, особенно технического профиля, нельзя учить людей заочно. Если мы не хотим сделать высшую школу профанацией, количество заочников нужно вернуть к советским пропорциям: не более 7—10% от всего числа выпускников. Это было бы благо для нашего общества и экономики, убежден эксперт.
Сегодня на рынке труда масса людей с дипломами, а найти специалиста — проблема. Не так давно белорусский учредитель одного многоотраслевого бизнеса искал шеф-повара для своего ресторана, но не нашел — пришлось «выписывать» из Италии.
Так как бюджетное финансирование с каждым годом ограничивается, вузы продолжают расширять внебюджетную деятельность. В силу того, что заочный диплом в основном платный, университеты и институты превратили эту форму образования в бизнес, с каждым годом наращивая набор.
Сегодня диплом о высшем образовании стал неким сертификатом, пропуском на место под солнцем. Имея его, ты уже можешь быть руководителем, претендовать на непыльную работу. Если бы у нас была более рыночная экономика, требующая жесткого отбора, конкуренция среди специалистов была бы существеннее, чем сейчас.
Что тут сказать? С доводами эксперта трудно не согласиться.

Чем отличается соловей от воробья?
Дебаты вокруг «заочки» усилились еще по одной причине — в связи с проблемой признания белорусских вузовских дипломов в Евросоюзе. Рынок труда требует перетока, движения трудовых квалифицированных сил, стажировки выпускников в западных европейских престижных школах. Вот как в связи с этим оценивает позиции данного сегмента обучения декан факультета экономики Белорусского государственного университета Михаил Ковалев:
— Я всегда честно говорил, что заочное образование — это совсем не то, что очное, хотя и наш факультет имеет заочников. Есть даже такая шуточная загадка об «очниках» и «заочниках» Чем отличается соловей от воробья? Воробей — это тот же соловей, только он учился на заочном.
Кстати, за рубежом заочного образования нет. И в Европе образование наших заочников не признают — не берут их в магистратуры западных вузов. Был такой случай несколько лет назад. Одна студентка, проучившаяся некоторое время на дневном, заканчивала вуз уже заочно. Для дальнейшей стажировки она выбрала Лондонскую школу экономики — одну из престижных школ мира.
Ее уже почти взяли, но по документам увидели, что она закончила университет заочно, и запустили процедуру отчисления. Только когда девушка предоставила документы, согласно которым она четыре года честно отработала на дневном отделении (ровно столько, чобы на Западе получить степень бакалавра) и лишь пятый год — заочно, ее все же оставили в этом знаменитом вузе Великобритании.

Модернизировать, а набор сократить
— Отменять заочную форму обучения не нужно, но подходы к ней, я считаю, безусловно, устарели, поэтому ее нужно модернизировать, — считает ректор Международного института трудовых и социальных отношений Валерий Толкачев. — И число заочников придется сократить. А так как специалисты требуются многим отраслям народного хозяйства, нужно также подумать, в каком количестве, объеме и как преподавать необходимые для той или иной специальности предметы.
При этом требуется жесткий подход при отборе желающих учиться. Конкурировать на вступительных экзаменах на такую форму вузовской подготовки должны только работающие граждане.
Помните, в советские годы поступающий на заочное отделение обязательно должен был работать по профилю. Для учебы в пединституте нужно было работать как минимум пионервожатым, а к третьему курсу — вести часы по профильному предмету. К сожалению, такая практика ушла. Абитуриент, выбирающий «маркетинг», практически не имеет профессиональных навыков.
Сегодня многие поступают на заочное обучение и не идут работать вообще, предпочитая сидеть у родителей на шее. Чтобы не возникало таких прецедентов, для поступления на заочную форму обучения нужно в обязательном порядке требовать от абитуриента справку с места работы.
Да, место по желаемому профилю перед поступлением найти сложно, поэтому, может, стоит дать студенту год-другой потрудиться не по специальности. Но уже к 4—5 курсу профильная практическая деятельность просто обязательна.
А еще в Положении «О заочном образовании» нужно четко обязать работодателя отпускать обучающегося студента на учебу во время сессий. К сожалению, сегодня ряд руководителей частных структур не заинтересованы в обучении своих работников, отвечая на все просьбы студента отпустить его на сессии: «А кто за тебя будет работать?»

Дистанционная альтернатива
…Что может стать альтернативой заочному образованию? Вероятно, учитывая развитие ИТ-технологий и Интернет, его место займет дистанционное обучение, ставшее столь популярным несколько лет назад, но не получившее своего развития?
— При солидной методической базе, отлаженной компьютерной сети, разработке преподавателями кафедр соответствующих заданий для студентов дистанционный метод — безусловно, прогрессивная, рентабельная форма обучения, — считает Валерий Толкачев. — Мы хотим взять человека, который смог бы разработать эффективную, реально работающую систему дистанционного обучения под задачи обучения нашего института. Хотим отработать формы и сроки контроля за работой таких студентов, а также решить задачи прохождения ими практики на предприятиях, с дальнейшим ростом интенсивности решаемых ими задач с каждым последующим годом обучения.
Да, дистанционная форма не требует от преподавателя чтения лекций. Однако ему нужно много времени для разработки задач, проверки решений, он-лайн-общения со студентами, находящимися иногда за 200 километров от вуза и принимающих по почте задания из вуза в виде кратких, четких задач, тестов.
Необходимо также более четко определиться с тем, какое количество предметов нужно сдавать. У нас студенты изучают до 70 предметов, за рубежом — максимум 40. Для таких студентов потребуется, с учетом числа предметов, возможно, больше времени для образования — не 5, а, к примеру, 7 лет.
И все же несмотря на перспективность дистанционного метода, он должен чередоваться с очной формой, т.е. быть дистанционно-очным. Человек может решать задачки в режиме реального времени. Но это никак не заменит интерактивного общения с преподавателем.

Компетентный всегда ко двору
— А еще мы должны изучать рынок труда, — уверен представитель Минэкономики. — Знать, какие компетенции требует рынок от той или иной профессии. Выпускник должен, кроме теории, иметь и практические навыки. К примеру, если он экономист, то должен составлять документы, такие как калькуляция, штатное расписание, а также проводить определенные финансовые расчеты. Практическая подготовка, эффективные практики как очников, так и заочников — не самая сильная сторона отечественного высшего образования.
Нельзя не отметить и определение вузами выбора специальностей, по которым они готовят очников и заочников. Сегодня у институтов и университетов нет отделов маркетинга. Это означает, что рыночные перспективы той или иной профессии вообще не отслеживаются. В результате сначала все бросились готовить экономистов и юристов, так как первоначально было много технарей, а теперь объявляем поход за специалистами из области нано-, ИТ— и биотехнологий.

На пути к Болонскому процессу
— Требуется улучшение и качества преподавательского состава ряда вузов. В советский период высшая школа была престижной сферой деятельности. Там собирались нетривиально мыслящие люди. Потом платить стали меньше, и лучшие специалисты ушли кто куда, в лучшем случае — в частный сектор образования. В силу того, что в кадровые составы вузов не было притока перспективной молодежи, там остались в основном одни энтузиасты да «высиживающие» свои места доценты и кандидаты, — считает эксперт Минэкономики.
У абитуриентов должен быть выбор специальности, заочной или очной форм обучения, а у студентов — хотя бы части предметов. В Западной Европе, США внедрен модульный принцип обучения. Есть несколько базовых обязательных курсов, остальную часть программы обучения формируют сами студенты, включая в нее курсы конкретных преподавателей. Получается, что студенты голосуют ногами. Если преподаватель некомпетентен, его группа не соберется, и он останется не у дел — за дверями вуза.
Этот европейский подход является хорошим стимулом совершенствования форм и методов преподавания и в нашей стране. Многие эксперты считают, что наше высшее образование станет более совершенным и унифицированным при условии движения Беларуси в сторону т.н. Болонского процесса, требующего единых подходов к компетенциям рабочей силы, необходимой для ее перемещения в условиях открытости европейского, да и мирового, рынков. Если мы учтем опыт и правила подготовки специалистов европейской модели, возьмем у нее лучшее, содержательность подготовки наших специалистов значительно улучшится.
Однако слепо копировать западный опыт не стоит. Например, в одной из стран Балтии, присоединившихся к Болонскому процессу, большинство выпускников уходили на рынок труда бакалаврами. Полноценных же, качественных специалистов со статусом магистра и необходимым народному хозяйству багажом знаний стало катастрофически не хватать. Это очень важно — брать лучшее от европейцев, учиться на их ошибках, чтобы меньше делать собственных.


Тамара МАРКИНА
←Всенародный лес. Накануне общереспубликанской акции “Неделя леса-2011” граждане и организации обращаются в Минлесхоз с идеей создания аллей в память о погибших в минском метро

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика