Мультик ценой с коттедж. Почему белорусские дети не видят отечественных мультфильмов?

Источник материала:  
Мультик ценой с коттедж.
Почему белорусские дети не видят отечественных мультфильмов?

Рисованные, кукольные, 3D... Сегодня мультфильмами никого не удивишь. Зато лет сто двадцать назад, когда только стали появляться движущиеся картинки, они были настоящим чудом. Белорусская мультипликация ведет отсчет с 1973 года. Ежегодно на “Беларусьфильме” снимают около 10 мультиков. Очень неплохой показатель, если учесть, что в России и Украине, например, выпуск анимационного кино вообще заморожен. Но почему отечественных мультфильмов не видят белорусы? Сколько стоит один мультик? Что снимают белорусские аниматоры? И должны ли детские фильмы самоокупаться? Об этом корреспондент НГ расспросила режиссеров-аниматоров “Беларусьфильма”.

А ребята... перебьются?

Ранним воскресным утром я бежала в спальню к родителям, залезала к ним под одеяло, и мы около часа наслаждались просмотром мультфильмов. Мультпоказы лет 10—15 назад были обычным делом для белорусских телеканалов. Дети росли на мультфильмах. Но сегодня они практически исчезли с экранов телевизоров. А если и появляются, то это либо советские мультяшки, либо монстрики из-за рубежа.— Все вопросы — к дяденькам-продюсерам и держателям каналов, — говорит режиссер-аниматор Ирина Кодюкова. — Студия хочет дороже продать, телевидение — дешевле купить. А дети... перебьются. Уже который год решается это проблема. Сейчас у нас около 130 белорусских мультфильмов. Представляете, какое количество дисков можно выпустить? Но этим студия тоже не занимается. Вот и получается: захочешь посмотреть “Реактивного поросенка” Александра Ленкина, “Девочку со спичками” Ирины Кодюковой, “Выцінанку-выразанку” Михаила Тумели или другие белорусские мультфильмы — и не найдешь. Иногда они появляются на белый свет то в диких сборках, изданных за рубежом, то на You-Tube, выложенные какими-то волшебниками.

Проект — в подарок!

Производство 10-минутного мультфильма обходится студии в 60—70-тысяч долларов. Дорого. Но никто не продает их за эти деньги — показы на телевидении стоят в разы дешевле! Однако бобины с мультфильмом все равно продолжают пылиться на полках в студии.— Большая ошибка думать, что детская анимация должна окупаться, — считает коллега Ирины Кодюковой Александр Ленкин. — Начальники говорят: вы должны создать мультик, который окупит себя. Но для этого, во-первых, необходима большая аудитория, а во-вторых, 60—70 процентов бюджета мультика должно идти на его раскрутку. Но главное другое: кино — это часть культуры. Государство должно быть заинтересовано в том, чтобы анимация не просто существовала, но и доходила до зрителя. У режиссера-аниматора Михаила Тумели, известного детям как Дядя Миша из “Мультиклуба”, есть удивительный проект “Беларускія прымаўкі”. Короткие насыщенные сюжеты тяжело воспринимаются зрителями в кинотеатрах. Поэтому первоначально планировалось, что отдельно взятые поговорки будут вставляться между социальной рекламой на телевидении.— И что получилось? — рассуждает Михаил. — В кинотеатре “Беларускія прымаўкі” не идут, на ТВ тоже, потому что дорого. Но ведь заказывало этот проект Министерство культуры, деньги народные все равно потрачены. Почему бы не подарить их телеканалам — берите и крутите!

Девять месяцев предвкушений

Но, несмотря на всякие неурядицы и проблемы с продвижением своего продукта, режиссеры-аниматоры “Беларусьфильма”, не унывая, успешно работают над новыми фильмами и участвуют в фестивалях.Один из последних проектов белорусских аниматоров — “Аповесць мінулых гадоў”. Это красочные истории о гербах белорусских городов. Проект интересен тем, что по мультикам можно узнавать географию и историю Беларуси. “Аповесць мінулых гадоў” уже получила на конкурсах и фестивалях немало наград. На Открытом Российском фестивале, например, приз за лучшее изобразительное решение. Режиссеры уже рассказали в своих мультиках о 12 гербах. И на этом останавливаться не собираются. Кстати, все режиссеры выбирали города через личное. Оно и понятно, работа над одним мультиком забирает около года жизни. Поэтому они всегда снимают то, что действительно интересно, что трогает. Ирина Кодюкова шутит:— Мультики — наши дети. Особенно если учесть, что стандартное производство мультфильма — 9 месяцев. Со своими “токсикозами”, истериками и радостями от ощущения в тебе новой жизни.

Маленькое Великое княжество

“Беларусьфильм” в каком-то роде заповедник. На студии еще сохранилась технология съемки на кинопленке, в то время как в других странах ее выбросили, не думая, как качнется маятник.— А он уже качнулся, — уверенно говорит Ирина Кодюкова. — 3D уже все наелись. Аниматоры снова обращаются к ручным рисункам и куклам. Отечественные мультики отличает в первую очередь ручной труд. Правда, говорить об общем лице белорусской анимации не приходится.— Как-то так получается, что у нас каждый развивается в своем стиле, — рассказывает Михаил Тумеля. — Можно сказать, у нас на студии существует свое маленькое ВКЛ, которое всегда характеризовалось своей мозаичностью.В любом случае белорусская анимация существует. На “Беларусьфильме” то и дело появляются новые герои и мультики. Вот бы они еще и на телевидении появились, чтобы можно было, как и десять лет назад, залезть с родителями под одно одеяло и хохотать от души, глядя на веселых мультяшных волчат и поросят...

←В Гродно “МАЗ” без водителя пересек семь полос движения и врезался в столб. Водитель автопоезда, оставляя его на проспекте Клецкова, забыл затянуть ручной тормоз на удержание.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика