Бойкое место. Как государство и частный бизнес поделят роли в придорожном сервисе?

Источник материала:  
Бойкое место.
Как государство и частный бизнес поделят роли в придорожном сервисе?

Логойский район — один из самых привлекательных для туристов, а значит, теоретически и самый доходный для организации придорожного сервиса. Пока что в этом бойком месте основная часть кафе и магазинов “у дороги” государственные. Однако приход частной инициативы, узаконенный президентской Директивой № 4, здесь только приветствуют.

В отделе экономики Логойского райисполкома утверждают: если за день не пришли с предложениями один-два инвестора, то это уже удивляет. Только в нынешнем году в районе должны приступить к реализации крупного инвест-проекта по придорожному сервису с участием российского капитала. Еще несколько предложений находятся в стадии рассмотрения.— У райпо четыре свои придорожные точки, — рассказывает председатель правления Логойского райпо Ирина Парахневич. — Это соответствует давнему нормативу: по одной на двадцать километров. На самом же деле потребности района в придорожном сервисе растут вместе с увеличением количества приезжающих на наши горнолыжные курорты, в город Логойск да и просто следующих транзитом. Где остановка, там должны быть и условия для отдыха: минимум — кафе, максимум — гостиница и ресторан. Например, по дороге к российской столице кафе, магазины и ресторанчики стоят чуть ли не через каждый километр и отбоя от клиентов нет. Чем наша страна хуже? Поэтому приход частного бизнеса в организацию придорожного сервиса я только приветствую.Существует мнение, что более гибкий частник сможет выдавить государственные структуры из придорожной торговли. Так ли это на самом деле?— Придорожный сервис, это, наверное, больше дело семейное, — рассуждает Ирина Парахневич. — Но не думаю, что конкуренция между государственными и частными торговлей и общепитом будет такой жесткой. Речь идет не о вражде, а о сотрудничестве. Могу сказать, что мы даже склонны оказать помощь на первых порах.А как решится с приходом частника “ценовой вопрос” на одной из самых оживленных трасс страны? Сейчас плотно покушать, да еще задешево, не составляет особого труда. К примеру, средняя цена сдобной булочки на Логойщине не превышает 300 рублей, но будет ли она такой у частного предпринимателя? По Директиве № 4 частный предприниматель, занимающийся придорожным сервисом, будет иметь значительные льготы. То есть “задирать” цену для него будет верхом нахальства! Владелец кафе “Мираж” в Логойском районе Сергей Хмарик считает, что главный регулятор цены — рынок.— Сейчас я как раз нахожусь в процессе “доводки” бизнеса. Делаем ремонт, к наступлению тепла планируем начать работу, — говорит он. — Я вложил определенные средства и надеюсь, что в течение года кафе окупит себя. Пока серьезно не разбирался в Директиве № 4, но слышал немало обнадеживающего. Очень интересные новости по поводу льготного кредитования бизнеса. Радует, что стоимость меню сможем устанавливать сами. Но, как мне кажется, взлета цен опасаться стоит меньше всего. Ведь я кровно заинтересован в том, чтобы не просто продать тот же суп, а желательно сделать так, чтобы он вам понравился и вы вернулись сюда снова. Это же мой прямой доход. У госторговли, при всем моем уважении к ней, такой заинтересованности в клиентах нет.Владелец популярного в Логойском районе кафе “Поляна” работает в придорожном сервисе уже два года. Делами доволен, хотя есть и проблемы. — Директиву № 4 я не только изучал достаточно серьезно, но и принимал самое непосредственное участие в ее разработке, — говорит Александр Лазарь. —  Мы вносили свои предложения через Союз предпринимателей и нанимателей имени профессора Кунявского. Если все ее пункты реально начнут работать, то у частников значительно поубавится проблем. Например, мне хотелось бы открыть помимо “Поляны” сеть кафе на витебской трассе, которая, мягко говоря, не изобилует объектами придорожного сервиса. Конечно, буду пользоваться всеми льготами, которые предоставляет директива. Если бы два года назад, когда начинал свой бизнес, у меня был на руках такой документ, удалось бы избежать многих проблем в работе. Что касается цен, то у меня в кафе они уже устоявшиеся. Не в моих интересах повышать ценник, хотя такое действительно происходит. Но совсем не в связи с отпуском цен на меню в соответствии с положениями директивы. Просто стоимость блюда напрямую зависит от цены продуктов, из которых оно состоит. Поднялись цены на мясо — значит, подорожал бифштекс.Правда, сетует владелец “Поляны”, один, наиболее болезненный вопрос, который затрагивали многие владельцы частных кафе, в том числе и на страницах “Народной газеты”, в директиве так и не прописан. Необходимо разрешить расчеты в инвалюте или установить в придорожных кафе, особенно там, где следуют транзитом иностранные граждане, банкоматы для ее обмена на белорусские рубли. По словам предпринимателей, придорожный сервис Беларуси теряет значительный доход только на этом.По мнению председателя совета по развитию предпринимательства при Миноблисполкоме генерального директора СООО “Хенкель Баутехник” Сергея Новицкого, в процессе работы, как правило, неизбежно возникают и другие вопросы.— Пока нет никаких оснований опасаться конкуренции между государством и частным бизнесом, — считает он. — Наоборот, монополия кого-то на что-либо никогда ничем хорошим не заканчивалась. Фактически ничего еще не сделано, а мы начинаем сами себе придумывать трудности. Есть реальная возможность избежать этого изначально. Например, я считаю, что задача государства — разработать проект типовых технологических условий для места, которое отводится под объект придорожного сервиса. Чтобы были подведены вода, электричество, газ, коммуникации. Тогда ни один частник не будет закладывать в стоимость услуги свои затраты на бурение скважины, отвод газовой трубы и так далее. Не будет дорожать и меню. Впрочем, строить объект на заброшенной дороге вдали от населенного пункта вряд ли кто решится. Такое кафе при всех затратах попросту никогда не окупится.Кроме придорожных кафе нужно и многое другое, из чего, собственно говоря, и состоит придорожный сервис в европейских странах. Например, сервисные центры для обслуживания автомобилей, в том числе и крупногабаритных. Ресторан, гостиница, нормальные цивилизованные туалеты. Кстати, именно они и есть прямая привязка к остальному сервису. Остановившись по нужде, вы наверняка зайдете в кафе или ресторан. Хотя бы выпить чашку кофе...В Беларуси, как справедливо заметил Президент, через каждые 50—60 километров стоит город. Значит, есть возможность решить проблему к взаимному удовольствию и государства, и предпринимателя.

←Сотни жизней... на одну! Для сельского старосты деревеньки Косино Логойского района проблема каждого жителя как своя собственная

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика