Над чем ломают голову белорусские философы?
19.03.2011 07:28
—
Новости Общества
Над чем ломают голову белорусские философы?
В современном технократическом обществе философ ассоциируется с чудаковатым мыслителем, который витает в эмпиреях и размышляет о вещах, имеющих мало общего с с обыденной повседневностью. Тем не менее, во всем мире работы философов имеют огромное практическое значение. Поскольку они напрямую связаны с актуальными вызовами и “болезнями” общества и нацелены на прогнозирование и предотвращение возможных угроз в будущем.
По словам директора института, Анатолия Лазаревича, в первые два десятилетия существования этого научного учреждения, основной его задачей было обоснование принципов социалистического строительства и формирования коммунистических идеалов. В 60-ые гг. наметился некоторый ренессанс самостоятельной белорусской философской мысли. В 70-80-ые гг. философы АН БССР внесли значительный вклад в исследование принципов гуманизации общественных отношений, ими был обоснован большой культурный и воспитательный потенциал научно-технического прогресса. В 90-ые годы началась разработка механизмов активизации человеческого фактора в экономической и социальной жизни, мировоззренческих и ценностных аспектов национального самосознания белорусов. Начало же XXI века Анатолий Лазаревич охарактеризовал как “золотой век” в истории института, поскольку именно тогда белорусская философская мысль, по его мнению, раскрылась максимальной широтой мнений, интересов и предпочтений.
К настоящему моменту под эгидой института оформились следующие направления исследований:
- разработка философских проблем человека, социума и культуры в условиях глобальных трансформаций;
- изучение демографических и экологических проблем;
- исследования в области познания, философии науки и техники;
- философия религии, этики и эстетики;
- изучение интеллектуально-духовной истории Беларуси от средневековья до наших дней, а также ее популяризация на национальном и международном уровнях.
Одной из наиболее значимых задач, которыми занимался Институт философии до недавнего времени, была психологическая адаптация людей в условиях рыночных преобразований. Особое значение сейчас уделяется проблеме так называемого “человеческого капитала”. “Многие по-прежнему трактуют человека как чисто экономическую категорию и рассматривают его только с позиции экономической выгоды. Мы решительно отмежевались от данной трактовки и считаем, что человека надо измерять не экономическими критериями, а оценивать его интеллектуально-духовный потенциал”, - сказал Тадеуш Адуло, заведующий Центром социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН. В институте также исследования по проблеме формирования гармоничного общества и места человека в нем. Главные вопросы здесь: какими качествами должен обладать человек, чтобы соответствовать требованиям XXI века, как он должен относиться к себе, другим людям и какие цели он должен ставить?
Валерий Еворовский, старший научный сотрудник Центра историко-философских и компаративных исследований Института философии НАН, занимающийся изучением истории белорусской философии представил изданные первые два тома “Истории философской и общественно-политической мысли Беларуси”, которая в будущем должна прирасти еще как минимум четырьмя книгами. Фактически, эти труды отражают то, что думают и думали о себе в разное время белорусы. Говоря о практическом значении работы в данном направлении, учёный отметил: “Одним из столпов общества является патриотизм. Без любви к родине нет и общества. Без возможности осмыслить самого себя, без возможности осмыслить свою судьбу – нет общества. А вот как раз национальная философия и выполняет эту функцию (помощь в осмыслении себя. – TUT.BY)”. Кроме того, она, по мнению Еворовского, может способствовать культурному сближению белорусов с другими народами.
Проблема “очеловечивания” и духовно-нравственного воспитания человека в контексте процессов глобализации, демократизации, информатизации и прочих стремительно врывающихся в нашу жизнь процессов, также является предметом исследований белорусских философов. Ведь не секрет, что они сопровождаются ростом насилия, отчужденности, социального расслоения и других нехороших вещей. “Знаменитое высказывание Канта “моральное устроение мира есть величайшее украшение его” сегодня звучит очень актуально, - считает Ольга Павловская, заведующая Центром историко-философских и компаративных исследований Института философии НАН. – Если мы будем к этому стремиться, то позитивные результаты будут в нашей жизни”.
Еще одно, направление, которое активно развивается институтом – это формирование экологических ценностей. Социально-экологическую проблематику в нем начали изучать еще задолго до Чернобыльской катастрофы, так что когда она случилась, некоторые его наработки оказались весьма востребованными. И работа здесь не ограничивается исключительно “зеленой” пропагандой. Она напрямую связана с изучением сущности и потребностей человека. “Те проблемы, которыми мы занимаемся, не просто отклик на события, а возможность на фундаментальных основаниях дать какие-то рекомендации и прогнозы. Философия ведь как мысль о всеобщем, в отличие от точных, прикладных наук ищет истину. Истиной в данном случае является не то, чтобы выжить, а то, чтобы жить хорошо! Чтобы человек чувствовал себя полноценным, активным, более того, социальным, а не просто биологическим существом. Поэтому наши исследования привели к формированию экологической культуры”, - подчеркнула Наталья Захарова, старший научный сотрудник Центра социально-философских и антропологических исследований Института философии НАН.
Разработки института используются в практической деятельности Администрации президента, министерств обороны, иностранных дел, образования, культуры, торговли, аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей, других организаций и предприятий. Ведется сотрудничество с вызами. Так, совместно с Академией управления при президенте Институт философии участвовал в разработке основ идеологии белорусского государства. В данный момент ведется совместная работа над философией государственного управления. Интересное замечание на пресс-конференции сделал Виктор Чуешов, заведующий кафедрой философских наук Академии управления: “Чем меньше в обществе будет удельный вес занимать критическая дискуссия и аргументация, тем больше места в нем будет занимать насилие и угрозы по его применению”. По его словам, это не точка зрения, а общественный закон, сформулированный белорусскими философами.