ИСКУССТВО В МАССЫ. МАССЫ В ИСКУССТВО

Источник материала:  
ИСКУССТВО В МАССЫ. МАССЫ В ИСКУССТВО

Нынче ни один уважающий себя телеканал — познавательно-исторические и спортивно-музыкальные в расчет не берем — не обходится без ток-шоу, телевикторин и прочих передач, в съемках которых принимает участие так называемая массовка. Наверняка каждый телезритель хотя бы раз задавался вопросом: кто все эти люди, сидящие в студии статистами, и откуда они взялись?

В «буржуйских» действах такого рода обычно редакция телепрограмм сама не занимается набором людей, именуемых массовкой, а поручает это специалистам (бригадирам по массовке) или обращается в соответствующие агентства. Кстати, подобное практикуется уже и в России. Где же агенты берут данные страстно желающих попасть на заветный голубой экран хотя бы статистами? Все предельно просто. Чтобы попасть в базу так называемых непрофессиональных актеров, необходимо заполнить анкету и оставить свои фотографии в нескольких агентствах или непосредственно у бригадиров по массовке.
Можно и самостоятельно попытаться обеспечить себя такой работой. Для этого надо воспользоваться форумами в Интернете для участников и организаторов массовок. Там размещаются объявления о предстоящих съемках и можно найти, куда обращаться, чтобы принять участие в передаче.

Шире улыбайтесь, громче хлопайте!
После этого остается только ждать звонка с приглашением принять участие в предстоящих съемках. Поскольку сидеть в массовке — тоже труд, обычно за него полагается оплата. Например, в Москве в среднем за съемочный день участник массовки, помимо знакомства с тем, как «делаются передачи изнутри», может заработать от 250 до 750 российских рублей. Разброс гонораров зависит от рейтинга и бюджета передачи.
Суммы, конечно, не ахти, но ведь и делать-то, по сути, ничего не нужно — знай себе хлопай, когда попросят, да улыбайся. Но если вы решитесь задать какой-нибудь вопрос или рассказать что-то в камеру, то есть примете заметное участие в программе, то вам заплатят уже рублей на 200—300 больше. А нужным вопросом и подходящей историей вас заранее обеспечат сценаристы.
Заработать еще больше могут те, кто отважится сыграть одну из главных ролей в разных передачах, где телезрителям показывают истории «простых людей» — например, в каком-нибудь из ставших в последнее время популярными судебных шоу. Здесь за роль подсудимого, свидетеля или потерпевшего можно получить от 1200 до 4500 росс. рублей за 3—4 часа съемки. Правда, участвовать в таких шоу можно не чаще одного раза в полгода, чтобы не примелькаться на экране.
Но если вы считаете, что деньги, получаемые за улыбки и хлопанье в ладоши, зарабатываются исключительно из воздуха и за ничегонеделанье, будете не правы. Большинство российских телешоу снимаются блоком — по 3—4 программы за один день. Поэтому съемки могут длиться до 14 часов с короткими перерывами. Все это время придется провести в душной студии, потому что никаких перекуров или перерывов на обед для массовки там обычно не предусмотрено.

Денег не платим, но нас любят
К сожалению, не все белорусские телеканалы могут похвастаться тем, что труд массовки у них оплачивается. Но они не унывают. Как рассказали мне в редакции программы «Ответный ход» на Первом канале, эта передача идет уже 4-й сезон и пользуется популярностью у зрителей, потому что затрагивает острые и актуальные темы. И проблем с массовкой у них нет. Дескать, о передаче люди уже знают и сами хотят принять участие, пусть лишь и в качестве зрителя в студии. Кроме того, на сайте Белтелерадиокомпании есть почтовый ящик «Ответного хода», на который желающие присылают заявки с просьбой поучаствовать в программе. Также, в зависимости от тематики, приходят представители общественных организаций. Некоторые приводят своих знакомых или друзей. На мой вопрос о возрасте массовки, в редакции «Ответного хода» ответили, что он самый разный: от 20 до 90 лет. Кстати, просто так с улицы попасть в массовку для этой передачи сложно — обычно с желающим делают небольшое прединтервью и только потом приглашают уже непосредственно принять участие в передаче.
В редакции программы «Жизнь как жизнь» на Первом телеканале денежкой массовку тоже не одаривают. Но также на пустую студию пожаловаться не могут. Редакторы обзванивают вузы, например, университет культуры, и договариваются с деканом, чтобы к ним в качестве массовки пришла молодежь. Кроме того, редакция активно сотрудничает со всевозможными клубами, такими, как «Таланты и поклонники» и «В гостях у бабушек». И люди охотно соглашаются участвовать в передаче совершенно бескорыстно. Создатели «Жизнь как жизнь» уверены, что народ активно приходит потому, что интересно послушать о чем-то конкретном, интересующем именно их в рамках программы. То есть если тема, условно говоря, про собак, то придут любители собак, про рукоделие — то рукодельницы и так далее. Иногда редакторы обзванивают представителей заинтересованных организаций. Иногда гости программы берут в студию своих друзей-приятелей. Но в любом случае, у них 60 процентов сидящих статистов — массовка.

«Берегу свои ножки»
Мне все-таки стало интересно, что же это за хобби такое — массовка в телешоу, и я побеседовала с руководителем клуба территориального центра социального обслуживания Московского района Минска «В гостях у бабушек» Анной Павловной Продченко:
— Как давно ваши бабушки стали «телезвездами» программы «Жизнь как жизнь»?
— Достаточно давно. Я сама первый раз приняла в ней участие, когда нас пригласили на передачу с названием «Моя любимая бабушка».
— То есть вам позвонили, и вы просто приехали?
— Да. Нам звонят, сообщают тему и спрашивают, не хотим ли мы принять участие. Я, в свою очередь, обзваниваю участниц нашего клуба и интересуюсь, у кого есть желание и здоровье приехать на запись в студию. Кто самый активный из нас — ездит часто.
— Сколько лет вашей самой «молодой» бабушке и самой «старшей»?
— Ну, моложе 60 у нас женщин нет, а самой пожилой будет 89 лет. И она у нас, кстати, очень активный образ жизни ведет. Правда, осенью на запись передачи ездила всего один раз, а зимой уже не стала, говорит, мол, берегу свои ножки. Боится упасть, гололед все-таки.
— Вы просто сидите во время телешоу или что-то спрашиваете, участвуете в дискуссии?
— Один раз наша бабушка на передаче «Я влюбилась в киноактера» — она у нас пишет стихи — неожиданно выступила и прочитала свои стихи, экспромтом. Но обычно просто сидим и смотрим-слушаем.
— А когда вам организаторы звонят, они сами предлагают количество участниц?
— Нет. Сколько нас соберется, столько и поедет. Обычно это человек 10. Когда погода хорошая, то и больше.
— Не просят, например, надеть всем голубые блузки, чтобы тон гармонировал с цветом студии?
— Нет-нет, ну что вы! Сами выбираем, что надеть. Да нас и не гримируют.
— Сколько длится запись передачи?
— Обычно часа два.
— А как вы добираетесь, своим ходом или вас привозят?
— За нами присылают транспорт к Дому ветеранов. И обратно тоже туда привозят. А к дому — уже сами или по дороге высаживают, кому где удобно.
— Я знаю, что денег вам за участие в съемках не платят. Но как-то же благодарят?
— Последний раз, когда были на записи передачи с названием «Я не такая как все», нашим самым активным бабушкам подарили солидные книги «История радио и телевидения» с автографом ведущей «Жизнь как жизнь» Веры Поляковой. И сфотографировались с ней на память. Нам было очень приятно.

За каждый съемочный день — гонорар
Но есть на белорусском телевизионном пространстве счастливчики, которые могут за участие в массовке отблагодарить не только книгами. Как рассказали мне в пресс-службе ОНТ, как правило, они приглашают массовку на самые значимые проекты, такие, как «Давай поженимся», «Брэйн-ринг», «Что? Где? Когда?», «Великолепная пятерка» — и иногда прибегают к услугам актеров, обращаясь к актерским базам.
Также в последнее время ОНТ-шники практикуют такую схему, как распространение информации о грядущих съемках какого-либо проекта в СМИ, где оставляют контакты, по которым можно связаться желающим поучаствовать в теледействах. У каждого проекта своя административная группа, которая все это организует. На мой вопрос, насколько эффективен подобный способ привлечения людей в массовку, мне ответили, что весьма. Например, на канале снимался проект «Я пою», и организаторы переживали, что все звонившие не придут. Оказалось, совершенно напрасно: в студии каждый день было более тысячи человек, желающих оказалось даже больше, чем предполагали.
Иногда массовку набирают сразу на несколько дней, как в проекте «Давай поженимся», который снимался сразу целыми блоками передач. За каждый съемочный день участвующий в массовке в проектах ОНТ получает гонорар — порядка 15 долларов. Возраст участвующих, кстати, тоже самый разный. Компания зачастую в студии собирается очень разношерстная, разве что для «Музыкального суда» были возрастные ограничения: от 18 до 30 лет, но это единичные случаи. Среди тех, кто посещает массовку в студиях ОНТ, есть уже и постоянные участники, которые не пропускают ни одного проекта. Иногда для участия в съемках массовку организаторы собирают и сами, например, для «Открытого формата» — студентов-старшекурсников.
…Так что, дорогой телезритель, увидев вдруг на экране в студии свою бабушку или студента из соседнего подъезда, не надо пренебрежительно хмыкать, мол, массовка. Просто порадуйся за них. Ведь искусство не только для масс. Но и наоборот.


Ольга КОСТЮКЕВИЧ
←Колымский след

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика