Музон оцифрованный
14.03.2011
—
Новости Общества
В одном из столичных кафе состоялась привычная церемония награждения лучших музыкальных альбомов по версии портала experty.by. Третий год подряд четверка музыкальных критиков (Дмитрий Подберезский, Дмитрий Безкоровайный, Олег Климов и Сергей Будкин) тщательно отслушала все новые белорусские релизы и выставила им оценки, параллельно отважно полемизируя со всеми «несогласными» гостями сайта.
Традиционно в конце года свои списки лучших дисков составили «гостевые» эксперты - ведущие музыкальные журналисты страны (8 человек) и зарубежные критики, согласившиеся поучаствовать в проекте. Таким образом, получилось несколько версий Top-10 - для объективности.
После пусть и немного олд-скульного, но искрометного выступления «единственной серф-роковой команды в Беларуси», группы The Silicon, играющей серф не в классическом его понимании, а в утрированно-киношном, напоминающем представления меломанов 1990-х гг. об угарной и бесшабашной музыке отважных покорителей океанической волны, началось непосредственно награждение. Сами The Silicon, умеющие превращать композиции Мулявина и Пахмутовой в лихие инструментальные вестерны, заняли только второе место в номинации «Дебют года» - их обошли рэперы Pananieba.
Дипломы вручались оперативно, весело и без лишнего пафоса. Суть и смысл озвученных номинаций предварительно определялись всеми экспертами сообща - так, Сергей Будкин долго объяснял про критерии номинации «Дебют», согласно которым работа «У нескладовага» дебютом, например, не являлась из-за того, что у Романа Орлова, лидера группы, за плечами уже немало изданных альбомов.
Постоянное упоминание неких «критериев» применительно к каждой категории (например, в номинации «Лейбл года», в которой традиционно победил West Records, критерием было «вовсе не количество выпущенных альбомов, а качество, т.е. наличие наиболее высоко оцененных «Экспертами» работ») немного смущало. По сути, награды «Экспертов» - самые параноидальные из всех возможных: они дотошные, полные баллов, процентов, различных систем подсчетов и тому подобных выкладок. В своем стремлении объективировать премию ее основатель Дмитрий Безкоровайный, пожалуй, дошел до запретного абсолюта. Чего стоят одни только обозначенные в пресс-релизе «тенденции», полные выводов и процентов. Например, в 2010г. случилось «заметное сокращение количества новых альбомов по отношению к последним годам (2008 - 59, 2009 - 61) при некотором улучшении среднего балла релизов в целом (6.09 против 5.59 в 2009) и практически неизменном балле топ-10 (7.88 против 7.93 в прошлом году)», также в прошлом году отмечался «заметный рост доли белорусскоязычной музыки» - оказалось, количество белорусскоязычных альбомов превысило русскоязычную продукцию всего на один альбом, но зато это целых 2,3%! («Нарэшце нашыя перамаглi!» - прокомментировал тенденцию Сергей Будкин).
Вся эта гипертрофированная точность поражала стремлением к недостижимому абсолюту и объективности - будто над подсчетом работал сверхточный, как компьютер, дедушка-библиотекарь, превративший каталогизирование в дело своей жизни и не пропускающий ни одной категории, ни одной книжечки. Эта кафкианская сочная точность могла довести премию до абсурда - например, лучшим белорусским лейблом запросто мог оказаться российский лейбл «Снегири», выпустивший некоторое количество дисков белорусских артистов, высоко оцененных экспертами.
Наверное, доли раздолбайства премии все-таки не хватает, хотя кто знает, возможно, именно в отсутствии этого раздолбайства ее очарование. Например, вся эта маниакальная точность привела к тому, что «Нейро Дюбель» ничего не получил, недотянув в нескольких номинациях. Александр Куллинкович сидел в зале и с торжествующей ухмылкой наблюдал за тем, как его, номинация за номинацией («Приз большого жюри», «Лучший альбом», «Лучший рок-альбом» и т.д.), обходит уже распавшаяся группа «ДетиДетей».«Наверное, нам надо распасться! - порадовался Куллинкович, когда в качестве утешительного приза ему подарили «дождевое дерево», палочку-рожок, издающую при сотрясении жалобные звуки бегущей водички. - А то нас всюду обходят распавшиеся группы: N.R.M на «Рок-коронации», «ДетиДетей» на «Экспертах» - может, когда распадемся, начнем выигрывать все призы!» Распавшиеся «ДетиДетей» были смущены и растроганы, оказавшись снова рядом. Аня Хитрик, недавно ставшая матерью сына Степана, пожелала всем весны и любви и чуть не расплакалась в микрофон («Я стала такая сентиментальная, потому что я теперь мамаша!»).
Были и неожиданные моменты. Награду за «Лучший поп-альбом» в этом году решили не вручать, потому что, по словам Подберезского, «было мало поп», а, по словам Безкоровайного, поп-музыки «было немного и она была плохая». В большинстве номинаций победил малоизвестный в Беларуси коллектив Hvarna, забравший за свой диск, изданный в России, «Лучший фолк-альбом», «Приз народных экспертов» (основанный на баллах от посетителей сайта) и «Приз зарубежных экспертов». Альбом «Кола вяртанняў» для всех оказался настоящим откровением. Лидер группы Андрей Половченя (известный по проекту Osimira) выступил с небольшой речью, в которой сообщил, что хоть он и живет в Петербурге, но «считает себя белорусом», и очень боялся, что «альбом здесь все заклюют», потому как делался он «не для Беларуси: это целиком экспортный продукт, предназначенный для Европы, Украины, Литвы, России».
Всю церемонию раздавались громогласные, но неэмоциональные возгласы «Ура!», производимые Александром Богдановым (компания Bo Promo) всякий раз, когда среди номинантов звучали его артисты - «Кассиопея» (третье место в номинации «Приз зарубежных экспертов») и «МОХ» (второе место там же). Эти группы тоже ничего не выиграли. Вообще, практически все призы разобрали Hvarna (3 диплома) и «ДетиДетей» (4 диплома), еще два поделили Pananieba и лейбл West Records. С другой стороны, тот факт, что принцип «всем сестрам по серьгам» тут не работал, оставляет надежду на то, что эти награды - самые честные, самые принципиальные и самые независимые.
Хотя, конечно, выставление журналистом какого-либо балла прослушанному альбому - дело случайное, порой управляемое погодой, похмельем, движением атмосферных фронтов, сдвигом тектонических плит, хорошим либо плохим настроением и отсутствием либо наличием в организме вирусов гриппа (когда у вас температура, вы вряд ли сможете полюбить, например, проект «МОХ», который сам звучит, как температура). Так что, если подумать, первоисточник всех этих сверхточных объективных наград - вещь хаотичная, субъективная и в меру раздолбайская, что и требовалось доказать.