Сюр из избы

Источник материала:  


«Странная. Что-то очень странное тут, разве нет?» - обсуждали две девушки картину под названием «Дива». Эта дива элегантно вписалась бы в киноленту раннего Альмодовара, настолько она трогательно нелепа, дружелюбна и манерна. Галерея tut.by, устроив гендерно-позиционируемую выставку женской графики, объяснила данную тематику общим «своеобразием, мечтательностью и легкостью» женского восприятия мира.


Тем не менее при всей сказочности представленные работы демонстрировали мир женщины-творца как нечто в высшей степени странное и сверхъестественное, почти хтоническое. Впрочем, сказка, по сути, глубокая и пугающая архетипическая категория, поэтому не удивительно, что помимо «женской легкости» в работах присутствовала невесомая тяжесть иных пространств.

Выставка посвящалась памяти Натальи Слушко - художницы с крайне необычным мировоззрением, всю жизнь придумывавшей трогательных, странных, будто из параллельного мира существ. Ее разноцветные смешные зайцы кого-то ждут, выглядывая в окно, короли и королевы похожи на насупленных гномиков, коровка-кормилица с одноименной картинки саркастически улыбается, зверек с картины «Он пришел» похож на собаку, которую вы потеряли в детстве.

Позы, лица и движения ее героев ломкие, сюрреалистичные и одновременно расслабленные - будто через них приоткрываются болезненные, но тем не менее полные доброты отношения с реальностью.

Наталья не дожила до своей выставки всего месяц - последние годы она тяжело болела редкой генетической болезнью, которая чудовищно ее изматывала. Тем не менее она продолжала рисовать, вязать, мастерить кукол. Ее последние работы («Ауриум» и «Грация») - уже не сценки из воображаемых сказок-комиксов о зверьках и гномах: это резкие, ломаные и полные острых углов, линий и орнаментов изображения остролицых существ, похожих на лисиц-оборотней, слепки настроения, своеобразные портреты человеческой души. Боли в них нет, но есть отчетливое ощущение иного мира и расширенного восприятия реальности - возможно, изнутри все люди выглядят именно так.

Одна из последних работ Натальи, вероятно, автобиографична: она так и называется - «Наташа». Там тонкая, словно растеньице, Наташа, окруженная безмолвными существами с гигантскими глазами, улетающими птицами и конструкциями, похожими на легендарные костыли с работ Сальвадора Дали, держит на коленях собственную же голову, уставшую и измученную.

Вообще, в работах Натальи много сюрреализма. Это наверняка не безобидные детские сказки и тем более не стандартный «женский взгляд», а что-то до исступления резкое и пронзительное, почти в духе мексиканской художницы Фриды Кало.

Другие участницы выставки представили нечто в подобном трансовом духе. Елена Тукач рисует животных и птиц в насыщенных, звонких пространствах - это напоминает то иллюстрации к книгам зоолога Альфреда Брема, то чистую графическую эзотерику. Например, ее зайцы, нарисованные с любовной реалистичностью, осмысленно сидят на горе и слушают ветер, и от этого становится не по себе. Ее животные лишены сказочной умилительности, они серьезны и занимаются своими делами: волки собрались на поляне и поют, зайцы слушают, сова расправляет крылья и, возможно, спускается кого-то хватать и терзать.

Все это называется «Рождение сказки», как ни странно. Впрочем, в контексте, например, «Сказки Сказок» Людмилы Петрушевской, также представляющей особый женский взгляд (только в литературе), все эти мистические гуси-лебеди над бледным озером в пылающем небе смотрятся несокрушимой истиной.

Графика же Евгении Литвинович - это огромные флористические фракталы, вызывающие головокружение. Она представила на выставке четыре свои картины - с одуванчиком, подсолнухом, укропом и ночной бабочкой-бражником. Все они тоже явно излучали нечто выходящее за пределы дизайна и орнамента - вероятно, такими выглядят все цветы в особом состоянии сознания.

Атмосферу глобального транса укрепило выступление коллектива Dzivasil, играющего этноэмбиент с элементами фолка. «Это обработки аутентичных белорусских мелодий!» - уверили присутствующих организаторы выставки; тем не менее звучащая музыка своим ледяным магнетизмом скорее напомнила работы Инны Желанной, замешанные на славянском фолке.


В саунде группы было что-то завораживающее. Корреспондент «БелГазеты» еще ни разу не сталкивалась с подобным - чтобы на открытии выставки присутствующие оцепенело стояли вокруг фуршетных столов, глядя на выступающую группу и не бросаясь разбирать пластиковые бокалы с вином и сочные ананасные ломти, броско разложенные на праздничном блюде. В этом коллективном трансе даже не было особого восхищения группой или прочих социальных реакций - это было что-то интуитивное, основанное на инстинктах. Так люди порой смотрят на закат солнца, пожар или гигантскую волну цунами, смывающую город. Судя по всему, Dzivasil действительно уникальная для Беларуси группа. Только когда концерт закончился, публика будто вздрогнула, стряхивая с себя наваждение, и потянулась к стаканчикам.

Единственное, что выбивалось из общего трансово-потустороннего настроения выставки, - разноцветные лошади, похожие на цветы, их тоже нарисовала Наталья Слушко. В отличие от прочих персонажей они выглядели существами из реального мира. Работы Натальи иногда было непросто рассмотреть - присутствующие постоянно фотографировали ее картины, будто желая унести кого-нибудь, изображенного на них, с собой.
←В Гомеле молодежь пела вместо «Ляписов», а спецназ охотился на журналиста

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика